Дело № 2-1062/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации17 ноября 2011 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Зубковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Костиной М.С.
к администрации муниципального образования «Усолинское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл
о признании незаконным и отмене постановления Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № «О снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ 2005 года, гражданку Костину М.С.»,
у с т а н о в и л :
Постановлением Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № «О снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, гражданку Костину М.С.» в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Костина М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающая по адресу: <адрес>, снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ 2005 года по Усолинскому сельскому поселению.
Костина М.С., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд, указав следующее.
В п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ указывается, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно ч. 2 настоящей статьи решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановление Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № не содержит ни основания снятия с учета, ни ссылку на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, которая по смыслу нормы указанного закона является обязательной. Ей неизвестно, по какой причине её сняли с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В уведомлении Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № о снятии её с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, причина также не указывается.
Усолинская сельская администрация данным постановлением ущемила её права на улучшение жилищных условий, в т.ч. и на получение субсидии для улучшения жилья за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Костина также указывает, что поскольку оспаривается её право на получение Свидетельства о предоставлении гражданину безвозмездной субсидии для обеспечения жильем из республиканского бюджета Республики Марий Эл в пределах выделенных федеральных субвенций, то есть имеется спор о праве, она обращается в суд с заявлением в порядке искового производства.
Члены семьи истица (всего 4 человека) занимают спорную жилую площадь размером 48 кв.м, что меньше установленной учетной нормы.
Истец, уточнив свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать незаконным постановление Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № «О снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, гражданку Костину М.С.» и восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ по Усолинскому сельскому поселению как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Представителя истца Костиной М.С. - Эмянов В.Л. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), одновременно являясь 3 лицом по настоящему делу, и Казаков О.В., 3 лицо Костин Н.А. в судебном заседании иск полностью поддержали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Они пояснили, что никаких действий по искусственному ухудшению жилищных условий не предпринимали. ФИО3 проживает в указанном доме с детства. Дом является его собственностью имеет жилую площадь в размере <данные изъяты> кв.м. Эмянов В.Л. - внук истца ранее проживал в <адрес>, был временно прописан в общежитии, но там не проживал фактически. Его вынудили сняться с регистрационного учета в <адрес> и он в августе 2010 года зарегистрироваться в <адрес> по месту жительства. Зиновьева И.А. является дочерью истца. Раньше проживала в <адрес>, её дом попал под зону затопления Чебоксарской ГЭС, признан нежилым, там невозможно жить. Фактически в спорном доме проживала около 8 лет, в октябре 2010 года зарегистрировалась, так как без прописки нельзя было проживать и работать. Других жилых помещений из числа зарегистрированных в этом лиц никто не имеет.
3 лицо Зиновьева И.А. просит рассмотреть дело в своё отсутствие, указав, что поддерживает исковое заявление своей матери.
Представитель Усолинской сельской администрации - глава администрации Григорьев В.Ф. в судебном заседании объяснил, что с учётом дополнительно представленных доказательств, подтверждающих отсутствие у членов семьи другого жилого помещения и умысла на искусственное ухудшение жилищных условий возражений против удовлетворения исковых требований не имеет. Он подтверждает, что действительно Зиновьева И.А. фактически давно проживала по указанному адресу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, сочтено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл" (с изменениями и дополнениями): 1. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители недееспособных лиц) подают в орган местного самоуправления по месту своего жительства заявление о принятии на учет по форме, утвержденной органом местного самоуправления. В случае и порядке, которые установлены федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. 2. К заявлению прилагаются: копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка органа технической инвентаризации; документы, подтверждающие состав семьи; решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (для граждан, встающих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда); справка органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Определением Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой спорной ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать вселение других лиц в жилое помещение умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для её признания нуждающейся в жилом помещении, как не являющейся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственницей жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, требует оценки фактических обстоятельств настоящего дела судом.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд принимает во внимание вышеуказанные доводы истца и 3 лиц, а также доказательства, подтверждающие отсутствие у указанных лиц другой жилой площади.
Согласно выписке из похозяйственной книги Усолинской сельской администрации (лицевой счёт №, похозяйственная книга №) в личном подсобном хозяйстве (жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м) Костина Н.А., проживающего по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства Костин Н.А. с рождения, Костина М.С. - с ДД.ММ.ГГГГ.1946, Эмянов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ.2010, Зиновьева И.А. - с ДД.ММ.ГГГГ.2010.
Справкой, выданной Эмянову В.В. техником-паспортистом ОАО «Специализированное жилищно-эксплуатационное управление» (<адрес>), подтверждается, что он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (общежитие), комн. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ2003 по ДД.ММ.ГГГГ2010, но не проживал, квартплата не начислялась, лицевой счёт не был открыт.
Согласно справкам Козьмодемьянского отделения БТИ Эмянов В.В., Костина М.С., Зиновьева И.А. собственниками жилого помещения на территории Горномарийского района и г. Козьмодемьянска не значатся.
Зиновьева И.А. является собственником нежилого дома в <адрес> (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №), квартира ей в г. Козьмодемьянске не предоставлялась (справка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Эмянов В.В. не является собственником недвижимого имущества (выписка из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с постановлением главы администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Горномарийского муниципального района в размере 15 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии при Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Костина М.С. по её заявлению была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного суд не усматривает, что в действиях Костиной М.С. и членов её семьи содержатся умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, суд делает вывод о том, что Эмянов В.В. и Зиновьева И.А. соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были вынужденно зарегистрироваться по месту жительства у своих близких родственников, с их согласия, в спорном жилом доме в связи отсутствием у них иного жилого помещения, в данной ситуации действовали разумно и добросовестно.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) Костина М.С. должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как являющаяся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск Костиной М.С. удовлетворить.
Признать постановление Усолинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № «О снятии с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ 2005 года, гражданку Костину М.С.» незаконным.
Признать Костину М.С. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязать администрацию муниципального образования «Усолинское сельское поселение» Республики Марий Эл восстановить её на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М.Малышев