Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2015 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Москвичевой А.В.,
с участием истца Шаблеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаблеевой Н.С., Шаблеева И.В., Шаблеевой Н.Н., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО2., Шаблеева Н.Н., Шаблеева К.И. к администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации за Шаблеевой Н.Н., Шаблеевым Н.И., Шаблеевым К.И., ФИО2 по 1/7 доли квартиры каждому. Признании права собственности за Шаблеевой Н.С. и Шаблеевым И.В. право собственности на 3/14 долей квартиры в порядке приватизации и в порядке наследования.
В обосновании заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «<адрес> «<адрес>» и ФИО1, Шаблеевой Н.С., Шаблеевым И.В., Шаблеевой Н.Н., Шаблеевым Н.И., Шаблеевым К.И., ФИО2 был заключен договор передачи муниципального жилого помещения (квартира) городского поселения «<адрес> «<адрес>» в собственность, по адресу: <адрес> Эл, <адрес>. По данному договору квартира получена в общую долевую собственность, по 1/7 доли в праве собственности каждому.
Право собственности не было зарегистрировано в УФРС по <адрес> Эл. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. На момент открытия наследства, после смерти ФИО1 наследниками первой очереди являлись его супруга Шаблеева Н.С., сын Шаблеев И.В., дочь Шаблеева О.В., дочь Шаблеева С.В.. В установленный законом 6-месячный срок, никто из наследников с заявлением о принятии наследства к нотариусу по месту открытия наследства не обратился. Истцы Шаблеева Н.С. и Шаблеев И.В. фактически приняли наследство после смерти ФИО1 в связи с чем, их доля в праве собственности на квартиру должна составлять по 3/14 доли.
Истец Шаблеева Н.Н., действующая, в том числе и за ФИО2., в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Истцы Шаблеева Н.С., Шаблеев И.В., Шаблеев Н.И., Шаблеев К.И. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить.
Ответчик администрация муниципального образования «<адрес> «<адрес>» в судебное заседание своего представителя не направили, возражений против заявленных исковых требований не представили.
Третьи лица - нотариус нотариального округа «Козьмодемьянский», Кузнецова О.В., Алиева С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, использовавших свое право на участие в судебном разбирательстве, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ, по своему усмотрению.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «<адрес> «<адрес>» и ФИО1, Шаблеевой Н.С., Шаблеевым И.В., Шаблеевой Н.Н., Шаблеевым Н.И., Шаблеевым К.И., ФИО2 был заключен договор передачи муниципального жилого помещения в собственность граждан, по которому администрация муниципального образования «<адрес> «<адрес>» передала, а граждане приобрели в общую долевую собственность (доля в праве 1/7) собственность, занимаемую ими на условиях социального найма квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Как следует из выписки из ЕГРП зарегистрированные права на объект недвижимого имущества в отношении спорной квартиры, отсутствуют.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещение передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ").
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ": "Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано".
Из представленной в материалы дела поквартирной карточки и заявления на приватизацию усматривается, что ФИО1 являлся нанимателем квартиры по адресу: <адрес>.
При жизни ФИО1 обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «<адрес> «<адрес>» для оформления договора на передачу в собственность жилого помещения, но зарегистрировать свое право собственности не успел, поскольку умер. Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО1 при жизни выразил волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, но не успел оформить документы на 1/7 долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, указанная доля подлежит включению в его наследственную массу.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст.1153 п.2 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятия наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества.
Наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО1 являлись: жена Шаблеева Н.С., сын Шаблеев И.В., дочь Кузнецова (Шаблеева) О.В., дочь Алиева (Шаблеева) С.В.. В установленный законом срок никто из наследников не обратился в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства. Однако, жена Шаблеева Нина Степановна, сын Шаблеев Игорь Валерьевич фактически своими действиями приняли наследство, т.к. с момента смерти мужа и отца пользовались квартирой.
Материалами дела установлено, что наследники Кузнецова (Шаблеева) О.В., Алиева (Шаблеева) С.В. в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 к нотариусу не обратились, наследственного дела к имуществу умершего ФИО1 не заводилось, фактических действий по принятию наследства указанные наследники не произвели.
В соответствии с п. 2 ст. 1141 ГК РФ наследники первой очереди наследуют в равных долях.
Следовательно, доля ФИО1 в виде 1/7 доли наследуется между 2-мя наследниками: Шаблеевой Н.С. и Шаблеевым И.В., т.е. по 1/14 доли за каждым. В связи с чем, доли Шаблеевой Н.С. и Шаблеева И.В. стали составлять: по 3/14 за каждым.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Истцы не имеют иной возможности, кроме судебного постановления, признать право на спорное жилое помещение.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шаблеевой Н.С., Шаблеева И.В., Шаблеевой Н.Н., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО2, Шаблеева Н.И., Шаблеева К.И. к администрации муниципального образования «<адрес> «<адрес>» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Шаблеевой Н.Н., Шаблеевым Н.И., Шаблеевым К.И., ФИО2 по 1/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Признать за Шаблеевой Н.С. и Шаблеевым И.В. по 3/14 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Мельников С.Е.