Решение по делу № 2а-144/2016 от 08.09.2016

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-144/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2016 года                                                                       г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.,

при секретаре Борковской А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скулова Д.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

установил:

8 сентября 2016 года Скулов Д.С. посредством представителя по доверенности Гринько Д.Н. обратился в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении следующих земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве аренды: земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований представитель административного истца Гринько Д.Н. указал, что кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером <№ скрыт> определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере в <сумма> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка <№ скрыт> от <Дата> в размере <сумма> рублей. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером <№ скрыт> определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере в <сумма> рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость, определенную вышеуказанном отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка в размере <сумма> рублей. Данные обстоятельства нарушают права административного истца, поскольку ведут к необоснованному увеличению размера арендных платежей, уплачиваемых им за указанные земельные участки.

16 декабря 2016 года от представителя административного истца Гринько Д.Н. поступило заявление об уточнении требований, в котором он просил суд установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт> кадастровую стоимость равной ее рыночной стоимости в размере <сумма> рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт><сумма> рублей, определенных по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы. Одновременно поступили письменные заявления от административного истца Скулова Д.С., представителя Гринько Д.Н. о рассмотрении дела без их участия.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, Администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, арендатор земельного участка вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, Скулов Д.С. на основании договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, <№ скрыт> от <Дата>, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <Дата>, дополнительного соглашения <№ скрыт> от <Дата>, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 2.4 договора, дополнительным соглашением <№ скрыт> от <Дата> к договору аренды расчет арендной платы производится на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 27 октября 2011 года.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <сумма> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 8 июля 2016 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

Также, на основании договора аренды земельного участка на территории г. Читы, государственная собственность на который не разграничена, <№ скрыт> от <Дата> Скулов Д.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 2.4 договора расчет арендной платы производится на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Сведения об участке внесены в государственный кадастр недвижимости 3 сентября 2014 года.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <сумма> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 2 марта 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 8 июля 2016 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков превышает их рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке объекта оценки <№ скрыт> от <Дата>, составленный оценщиком C. являющимся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент» (свидетельство от <Дата> <№ скрыт>). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – <наименование страховщика>, период действия договора – с <Дата> по <Дата> (страховой полис <№ скрыт>).

Согласно названному отчету рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года составляет <сумма> рублей; рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года составляет <сумма> рублей.

Также, в материалы дела заявителем представлено положительное экспертное заключение <№ скрыт> от <Дата> на отчет об оценке <№ скрыт> от <Дата> эксперта Л. (регистрационный <№ скрыт> согласно реестру членов Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент»), согласно которому вышеназванный отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельных участков, определенная в отчете <№ скрыт>, подтверждена.

В ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика – Управления Росреестра по Забайкальскому краю Пляскиным Д.К. выражено несогласие с возможностью принятия вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства заявленной в иске административным истцом величины рыночной стоимости земельного участка, поскольку отчет не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 131-132).

По ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза. С 21 октября по 13 декабря 2016 года производство по делу было приостановлено для направления материалов административного дела в экспертное учреждение – <наименование экспертного учреждения>.

12 декабря 2016 года в Забайкальский краевой суд поступило заключение эксперта, содержащее расчет рыночной стоимости указанных земельных участков и вывод о соответствии отчета об оценке <№ скрыт> от <Дата> требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Экспертное заключение подготовлено экспертом Р., являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» (регистрационный <№ скрыт> от <Дата> в реестре членов СРО). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – <наименование страховщика>, период действия договора – с <Дата> по <Дата> (страховой полис <№ скрыт>).

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере <сумма> рублей; рыночная стоимость объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 3 сентября 2014 года определена в размере <сумма> рублей.

Одновременно, в заключении указано на соответствие отчета об оценке объекта оценки <№ скрыт> от <Дата> требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы, его ответственность застрахована.

Экспертиза рыночной стоимости земельных участков проведена на основании материалов административного дела. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены выводы, сформулированы однозначные ответы на поставленные вопросы.

Участвующим в деле лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами экспертного заключения. Каких-либо возражений относительно содержащихся в нем выводов, доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков является иной, нежели отражено в экспертном заключении, суду не представлено. О назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы участники судебного процесса не просили.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости: <сумма> рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости: <сумма> рублей.

Таким образом, уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Скулов Д.С. не обращался.

На основании изложенного, рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января, 3 сентября 2014 года. Данная кадастровая стоимость подлежит использованию на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Исходя из изложенного и с учетом того, что основанием для пересмотра кадастровой стоимости по настоящему административному делу явилось установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, направленное на определение экономически обоснованной стоимости объектов оценки и не предполагающее опровержение достоверности кадастровой стоимости и разрешения спора о праве административного истца, судебные расходы подлежат отнесению на счет административного истца.

Поскольку в целях реализации права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванных объектов недвижимости по его ходатайству была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы по судебной оценочной экспертизе по вышеизложенным основаниям также необходимо отнести на его счет.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Скулова Д.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 16 178 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <сумма> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№ скрыт>, площадью 11 457 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объекта капитального строительства – коммунально-складской базы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <сумма> рублей, по состоянию на 3 сентября 2014 года на период с 1 января 2016 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 8 сентября 2016 года.

Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Судья                                              (подпись)              В.В. Пичуев

Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2016.

<данные изъяты>

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-144/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.

2а-144/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скулов Д.С.
Ответчики
Упраление Росреестра по Забайкалькому краю
Департамент государтсвенного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Забайкальскому краю
Администрация городского округа "Город Чита"
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
08.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
09.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2016[Адм.] Судебное заседание
13.10.2016[Адм.] Судебное заседание
21.10.2016[Адм.] Судебное заседание
13.12.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
22.12.2016[Адм.] Судебное заседание
22.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее