РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2016 года с.Кашары
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Ермоленко Г.П.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кашарского района Ростовской области Ильиной М.Р.,
при секретаре Федоренко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кашарского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кашарская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации Кашарского района об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кашарского района Ростовской области обратился в Миллеровский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кашарская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации <адрес> об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог.
В обоснование исковых требований прокурор Кашарского района указал, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области проведена проверка безопасности маршрута движения школьного автобуса МБОУ Кашарской СОШ, а также исполнения администрацией Кашарского района требований законодательства, регламентирующего порядок содержания автомобильных дорог и улиц.
Проверкой установлено, что маршрут движения автобуса МБОУ Кашарская СОШ, его расписание и схема согласованы с заведующим отделом образования администрации Кашарского района, утверждена заместителем главы администрации Кашарского района и директором МБОУ Кашарской СОШ. Участок автодороги указанного школьного маршрута, расположенного в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> проходит вдоль водохранилища, на протяжении которого отсутствует ограждение препятствующее съезду автобуса в воду.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 3.11. ГОСТ Р 52289-2004, дорожным ограждением является устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Однако, в ходе проверки установлено, что участок автодороги указанного школьного маршрута, расположенного в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> не соответствует вышеуказанным требованиям по причине отсутствия дорожного ограждения (удерживающего ограждения для автомобилей).
Согласно поступившей в прокуратуру района информации, вышеуказанный отрезок автодороги находится в муниципальной собственности МО «Кашарский район».
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Кашарского района, выразившихся в непринятии мер по установлению соответствующего требованиям ГОСТ Р 52289-2004 удерживающего ограждения для автомобилей на подъезде от автодороги <адрес> к <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, а также права и законные интересы учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Состояние указанной автомобильной дороги в настоящее время угрожает жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, при осуществлении специальных (школьных) перевозок и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с чем, истец просил суд: Запретить МБОУ Кашарской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса МБОУ Кашарская СОШ; Обязать администрацию Кашарского района обустроить участок дороги расположенный в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес>, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
В судебном заседании помощник прокурора Кашарского района Ильина М.Р. исковые требования уточнила в части наименования маршрута подлежащего закрытию, просила с учетом уточнения запретить МБОУ Кашарской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса «<адрес> – МБОУ Кашарская СОШ», МБОУ Кашарская СОШ – <адрес>» и маршрут движения автобуса МБОУ Кашарская СОШ «<адрес> – МБОУ Кашарская СОШ, МБОУ Кашарская СОШ – <адрес>» и обязать администрацию Кашарского района обустроить участок дороги расположенный в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Представитель ответчика МБОУ Кашарская СОШ – ФИО5 исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрация МО «Кашарский район» по доверенности ФИО6 исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика – Кашарский отдел образования администрации Кашарского района по доверенности ФИО7 исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования.
В ходе рассмотрения гражданского дела судом было установлено, что прокуратурой Кашарского района Ростовской области была проведена проверка безопасности маршрута движения школьного автобуса МБОУ Кашарской СОШ, а также исполнения администрацией Кашарского района требований законодательства, регламентирующего порядок содержания автомобильных дорог и улиц.
Проверкой установлено, что маршрут движения автобуса МБОУ Кашарская СОШ, его расписание и схема согласованы с заведующим отделом образования администрации Кашарского района, утверждена заместителем главы администрации Кашарского района и директором МБОУ Кашарской СОШ. Участок автодороги указанного школьного маршрута, расположенного в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> проходит вдоль водохранилища, на протяжении которого отсутствует ограждение препятствующее съезду автобуса в воду.(л.д.6).
Согласно п. 4.4.1. ГОСТ Р 50597-93, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.
В соответствии с п. 3.11. ГОСТ Р 52289-2004, дорожным ограждением является устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Согласно сообщения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участок автодороги, расположенный в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> находится в муниципальной собственности МО «Кашарский район» (л.д.23).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Кашарского района, выразившихся в непринятии мер по установлению соответствующего требованиям ГОСТ Р 52289-2004 удерживающего ограждения для автомобилей на подъезде от автодороги <адрес> к <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, а также права и законные интересы учащихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении специальных (школьных) перевозок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
На основании вышеизложенного, суд соглашается с истцом, что состояние автомобильной дороги расположенной в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> в настоящее время угрожает жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, при осуществлении специальных (школьных) перевозок и не обеспечивает безопасность дорожного движения.
Руководствуясь ст.173,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кашарского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кашарская СОШ, Администрации муниципального образования «Кашарский район», Кашарскому отделу образования администрации Кашарского района об обязании запретить школьный маршрут и обустроить участки дорог, удовлетворить в полном объеме.
Запретить МБОУ Кашарской СОШ, отделу образования администрации Кашарского района, администрации Кашарского района использование для перевозки детей маршрут движения автобуса «<адрес> – МБОУ Кашарская СОШ», МБОУ Кашарская СОШ – <адрес>» и маршрут движения автобуса МБОУ Кашарская СОШ «<адрес> – МБОУ Кашарская СОШ, МБОУ Кашарская СОШ – <адрес>».
Обязать администрацию Кашарского района Ростовской области обустроить участок дороги расположенный в 2 км. от автодороги <адрес>, подъезд к <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский облсуд через Миллеровский райсуд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Миллеровского райсуда: Г.П.Ермоленко.