Решение по делу № 33-5714/2014 от 29.05.2014

Судья: Ельчанинов А.С. гр. дело № 33-5714

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2014 года г.Самара Самарской области

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Сказочкина В.Н. (докладчик),

судей: Захарова С.В., Шабаевой Е.И.,

при секретаре: Моревой Н.П.,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чугунова В.В. на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 26 марта 2014 года, с участием Чугунова В.В., его представителя адвоката Фроловского Г.М., представителя Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области Козуб В.Н.,

установила:

Собранием Представителей муниципального района Елховский Самарской области принято решение №247/46 от 21.08.2013 года (далее решение). Пунктом 1 решения утверждено Положение «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления в органах местного самоуправления муниципального района Елховский Самарской области» (далее Положение). Пунктом 2 решения указано, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Решение и Положение опубликованы в газете «Елховские просторы» № 33 (472) от 31.08.13 года.

    Чугунов В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно правового акта указав, что в период с июля 2004 года по июль 2010 года он занимал выборную должность Главы муниципального района Елховский Самарской области. В июле 2010 года по состоянию здоровья в связи с установлением ему 2 группы инвалидности он вынужден был написать заявлению об увольнении по собственному желанию. 02.12.2013 года он обратился с заявлением в Администрацию муниципального района Елховский Самарской области об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании Положения. В установлении доплаты отказано по тому основанию, что действие Положения распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

Чугунов В.В. считает, что решение в части распространения Положения на правоотношения с 01 января 2013 года является незаконным, т.к. противоречит Конституции РФ, законодательству РФ и Самарской области.

Чугунов В.В. просил признать решение Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области №247/46 от 21.08.2013 года «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления в органах местного самоуправления муниципального района Елховский Самарской области», в части распространения на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года незаконным и обязать Собрание Представителей муниципального района Елховский изложить п.2 Решения №247/46 от 21.08.2013 года «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления в органах местного самоуправления муниципального района Елховский Самарской области» в соответствии с Конституцией РФ, Законами РФ и Законами Самарской области.

Решением Кошкинского районного суда Самарской области от 26 марта 2014 года отказано в удовлетворении заявленных Чугуновым В.В. требований. Суд пришёл к выводу, что Собрание Представителей муниципального района Елховский обладало полномочиями по принятию и утверждению Положения, действовала в соответствии с имеющейся компетенцией. Орган местного самоуправления привел правовое регулирование муниципальной службы в Елховском районе в соответствие с Конституцией, федеральным законодательством и законом Самарской области. Решение вопроса о целесообразности принятия нормативного правового акта к компетенции суда не относится.

В апелляционной жалобе Чугунов В.В. просит решение суда отменить, удовлетворив его требования, поскольку Собрание Представителей должно было установить срок действия Положения не позднее, чем с 25.07.2008 года. Установление действия Положения с 01 января 2013 года противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

В суде апелляционной инстанции Чугунов В.В. и его представитель адвокат Фроловский Г.М. поддержали доводы апелляционной жалобы, дали объяснения аналогичные изложенным в ней.

Представитель Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области Козуб В.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. Дополнила, что указание на распространение Положения на правоотношения, возникшие с 01 января 2013года, связано со вступлением в силу нового Устава муниципального района Елховский Самарской области, который предусматривает выплату доплаты к трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании решения Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области №247/46 от 21.08.2013 года в части распространения на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, поскольку оно противоречит нормативным правовым акта, имеющему большую юридическую силу, нарушает принцип равенства прав граждан и допускает неоднозначное толкование такого акта.

Частью 2 статьи 6, частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьёй 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен основополагающий принцип признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений.

Согласно п.4 ст. 7 Федерального Закона РФ от 15.12.01 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций.

    Статьёй 5 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством: соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

    Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области" лицам, замещавшим государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области и должности государственной гражданской службы Самарской области, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии.

Частями 1 и 2 статьи 2 установлена доплата лицам, замещавшим на 24 июля 1998 года и позднее государственные должности Самарской области, государственные должности государственной службы Самарской области. Частью 3 статьи 2 установлена доплата лицам, замещавшим на 18 апреля 2005 года и позднее должности государственной гражданской службы Самарской области.

Доплата устанавливается к трудовым пенсиям, назначенным: по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по старости; по инвалидности (ч.1 ст.3)

Губернатору области предписано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом (ч.2 ст. 25). При этом Закон Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД вступил в силу вместе с опубликованием его в газете "Волжская коммуна", N 40 от 16.03.2001 года.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 3 Закона Самарской области от 10.07.2008 N 67-ГД "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области" Уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в Самарской области могут устанавливаться гарантии, предусмотренные статьями 11, 12, 16, частью 3 статьи 17, статьями 19, 21 и 22 настоящего Закона.

Гарантии, установленные уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, предоставляются за счет средств местного бюджета.

В соответствии со ст.19 данного закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу местного самоуправления после окончания срока полномочий может ежемесячно выплачиваться денежная компенсация в размере их должностного оклада до устройства на новое место работы (службы), но не более одного года со дня прекращения полномочий. Данная выплата осуществляется в случае, если не установлена доплата к трудовой пенсии в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч.1).

Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, замещавшим должности не менее одного года, может назначаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Самарской области (ч.2).

Социальные гарантии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (ч.3).

Органам местного самоуправления привести свои муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим Законом (ч. 2 ст. 23).

Таким образом, доплата к пенсии названным выше лицам должна быть предусмотрена уставом муниципального образования.

Согласно ч.2 и ч. 3 ст.44 Устава муниципального района Елховский Самарской области, принятого решением Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области от 08.10.2012г. №156/32, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Самарской области 09.11.2012г., опубликованного в газете «Елховские Просторы» № 50 (438) от 22.12.2012г., депутату, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, Главе района после окончания срока полномочий, замещавшим должность не менее одного года, назначается ежемесячная доплата к трудовой пенсии на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Самарской области.

Социальные гарантии предоставляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Разрешая вопрос о правомочии Собрания Представителей принимать решение об утверждении Положения, суд правильно указал, что согласно ст. 25 и ст. 56 Устава муниципального района Елховский Самарской области и ст. 35 Федерального Закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание Представителей муниципального района Елховский является представительным органом власти в муниципальном районе Елховский, обладающим компетенцией по принятию нормативно-правовых актов не территории муниципального района Елховский. Процедуры принятия нормативного правового акта и вступления в силу соблюдены.

Между тем, указание в оспариваемом решении Собрания Представителей на распространение Положения на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, является необоснованным. Перечень лиц, кому устанавливается доплата к пенсии, перечислен в Уставе муниципального образования (ст. 44), который соотносит выплату доплаты к пенсии с социальными гарантиями лиц, замещающих государственные должности Самарской области. Как указано выше, доплата к пенсии для таких лиц предусмотрена региональным законом от 13.03.2001 N 19-ГД. При этом доплата назначается лицам, замещавшим на 24 июля 1998 года и позднее государственные должности Самарской области.

Федеральные и региональные законы предоставляют муниципальному образованию право установить доплату к пенсии. Устав муниципального района Елховский Самарской области определяет категории лиц – получателей такой доплаты к пенсии. И в силу перечисленных выше законов, а так же Устава муниципального образования, имеющих высшую юридическую силу над оспариваемым решением Собрания Представителей, данный орган наделён полномочиями лишь определить порядок назначения доплаты к пенсии, а не круг лиц, которым устанавливается такая доплата к пенсии. Участвующий в деле представитель Собрания Представителей подтвердила, что указание в решении о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 01 января 2013г. направлено на то, что доплата к пенсии назначается лицам, у которых возникло право на такую доплату после 01 января 2013г. Перечисленное выше, позволяет сделать вывод, что Положение и решение Собрания Представителей, которым оно утверждено, не могли содержать положения, ограничивающие круг лиц, имеющих право на установление доплаты к пенсии. Ссылка представителя Собрания Представителей на вступление в силу Устава муниципального образования 01 января 2013года не может быть принята во внимание, поскольку, как указано выше, Устав таких ограничений не содержит. Закон Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД (ст.11.1) и Положение говорят о том, что названные лица могут обращаться за доплатой к пенсии в любое время после возникновения права на нее, т.е. после вступления в силу Положения.

Таким образом, решение Собрания Представителей в названной выше части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает основополагающий принцип равенства лиц. Депутаты, Глава района, прекратившие свои полномочия до 01 января 2013 года, оказываются в неравном положении с теми, кто прекратил полномочия после названной даты, что недопустимо.

Ссылка на то, что представительный орган исходил из экономических возможностей местного бюджета, несостоятельно, принцип равенства лиц не должен нарушаться. Принимая Положение, Собрание представителей могло установить размер доплаты исходя из всех лиц, которые в силу Устава имеют право на установление доплаты к пенсии.

Кроме того, указание в оспариваемом решении на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01 января 2013г. при наличии указания на дату вступления решения представительного органа в силу, связанной с опубликованием его, позволяет неоднозначное толкование нормативного правового акта. Помимо позиции представительного органа, что тем самым было распространено действие ст. 44 Устава лишь на названных в ней лиц, которые прекратили свои полномочия после 01.01.2013 года, допускается применение названного выше указания и на обстоятельства, связанные с датой начала начисления доплаты. В таком случае, это входит в противоречие с содержанием самого Положения и Законом Самарской области от 13.03.2001 N 19-ГД.

При таких обстоятельствах, требования о признания недействующим решения Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области №247/46 от 21.08.2013 года в части указания на распространение его на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, должны быть удовлетворены, решение суда в этой части подлежит отмене.

Разрешая вопрос о времени, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт в части, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Собрания Представителей в оспариваемой части должно быть признано недействующим с момента принятия, поскольку именно такое положение может восстановить нарушенное право названных в ст. 44 Устава лиц, прекративших свои полномочия до 01 января 2013года.

В другой части решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку, как правильно указал суд, вопрос о принятии нормативного правового акта отнесён к компетенции представительного органа, такие требования не основаны на законе.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу ч. 3 названной статьи решение суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт в части, публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кошкинского районного суда Самарской области от 26 марта 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Чугунова В.В. о признании незаконным решения Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области №247/46 от 21.08.2013 года «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления в органах местного самоуправления муниципального района Елховский Самарской области» в части указания на распространение его на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.

    Постановить в этой части новое решение: «Признать недействующим со дня принятия решение Собрания Представителей муниципального района Елховский Самарской области №247/46 от 21.08.2013 года «Об утверждении Положения «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления в органах местного самоуправления муниципального района Елховский Самарской области» в части указания на распространение его на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года».

    В другой части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5714/2014

Категория:
Гражданские
Истцы
Чугунов В.В.
Ответчики
Собрание представителей м.р.Елховский С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
20.06.2014Судебное заседание
04.07.2014Судебное заседание
11.07.2014Судебное заседание
16.07.2014Дело сдано в канцелярию
16.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее