Дело № 12-30/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «17» марта 2017 года жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 22.12.2016,
установил:
Постановлением начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Поляковой Т.А. № 11022/16/39702 от 22 декабря 2016 года администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица. В обоснование доводов жалобы указывает, что вины администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 год органы местного самоуправления не имеют собственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и закупки жилых помещений для предоставления их детям-сиротам. Денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот поступают в бюджет муниципального района в виде субвенций из средств республиканского и федерального бюджета. На указанные цели из средств республиканского бюджета выделены субвенции в размере <данные изъяты> и из средств федерального бюджета – в размере <данные изъяты>. При этом, администрация не отказывается от предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда. Считает, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Семина О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется немедленно после выявления совершенного правонарушения. 14.12.2016 в отношении администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» был составлен протокол, который поступил в администрацию 16.12.2016. В протоколе отсутствует подпись представителя должностного лица администрации, о том, что ему разъяснены права и обязанности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, указала, что взыскателю по исполнительному производству было предложено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, от которого он отказался 22.10.2016.
Начальник Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старший судебный пристав Полякова Т.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения, указав, что при составлении и направлении протокола об административном правонарушении, порядок, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в соответствии с административным законодательством обязанность по доказыванию вины в суде в совершении административного правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице, возбудившем дело об административном правонарушении либо на административном органе.
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 5 Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в том, что виновный не исполняет (т.е. прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 1 апреля 2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району на основании исполнительного листа № от 16 декабря 2015 года, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми по делу № 2-1232/2015 возбуждено исполнительное производство № 7271/16/11015-ИП. Предметом исполнения является возложение на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить Ладанову И.В. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 13.04.2016 исполнительное производство передано в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми.
В рамках исполнительного производства администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» неоднократно вручались требования об исполнении указанного решения.
2 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
3 июня 2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вручено требование об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу № 2-1232/2015 в срок до 1 июля 2016 года.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27.06.2016 размер исполнительского сбора снижен до 37 500 рублей.
29 июля 2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вручено требование об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу № 2-1232/2015 в срок до 20 сентября 2016 года.
В указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
В срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.
8.08.2016 администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в адрес судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми направлено сообщение о принятии мер, направленных на исполнение судебного акта.
17 октября 2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вручено требование об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу № 2-1232/2015 в срок до 1 декабря 2016 года.
Во исполнение судебного акта администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Ладанову И.В. предложено на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», расположенное по адресу: <адрес>., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
От указанного жилого помещения он отказался 22.10.2016.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положениями статей 1.2 - 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», как должника в исполнительном производстве в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Ладанова И.В. отсутствует.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Поляковой Т.А. № 11022/16/39702 от 22 декабря 2016 года о признании администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в действиях администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.И. Сухопаров