Дело № 2-3353/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2013 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием представителей заявителя Ложкиной С.В., Оглоблиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по заявлению Ложкиной Н.И. о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении земельного участка в собственность незаконным,
установил:
Заявитель обратилась в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении в собственность земельного участка в <адрес> г.Перми.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом 2-й группы, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми (далее – ДЗО администрации г.Перми) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район, <адрес>. В предоставлении земельного участка было отказано в связи с тем, что не урегулирован порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. С данным ответом не согласна, Федеральный закон действует уже 18 лет, однако в Пермском крае он не действует, указывает, что ей уже 86 лет, второй раз получает отказ в предоставлении земельного участка. Ей предлагают получить его за деньги, но считает, что по закону ей полагается льгота.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом (л.д.26).
Представитель заявителя Оглоблина В.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, пояснила, что земельный участок требуется под огородничество, в заявлении, которое заявитель подавала в ДЗО не указано для каких целей просит предоставить земельный участок, так как заявитель не знала что нужно писать в заявлении.
Представитель заявителя Ложкина С.В. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом (л.д.27), в судебное заседание своего представителя не направило, ранее представитель ДЗО администрации г.Перми с заявленными требованиям не согласилась, пояснила, что заявитель не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, документы подтверждающие нуждаемость ею не предоставлены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, кроме того, указала, что в собственность земельные участки не предоставляются.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, что не противоречит требованиям ст. 257 ГПК РФ.
Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав представленные суду доказательства, суд считает требования Ложкиной Н.И. не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из положений ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что заявитель является инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается справкой № 192838 от 22.02.1999 года (л.д. 5).
22.04.2013 года заявитель обратилась в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенном в квартале № г.Пермь п<адрес> в соответствии с законом об инвалидах, приложив к заявлению справку об инвалидности (л.д.14, 40).
29.04.2013 года на заявление Ложкиной Н.И. ДЗО администрации г.Перми дан ответ № о том, что в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»правом на первоочередное предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома обладают инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов. При этом данное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В настоящее время порядок предоставления земельных участков инвалидам, действующим законодательством не урегулирован и предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. В связи с чем реализация права, предусмотренная ст.17 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» будет возможна после принятия законов, регулирующих порядок предоставления земельных участков (л.д.17-18).
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что отсутствие установленного законом порядка или механизма реализации определенной категорией населения социальной гарантии не должно влиять на возможность реализации гражданином своих прав и законных интересов. Вместе с тем, суд учитывает, что на момент принятия органом местного самоуправления решения по заявлению гражданина, заявившего о желании воспользоваться социальной гарантией, должны иметься основания для предоставления ему соответствующей гарантии.
В силу ст. 2 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 14 ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Критерии и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определены в статьях 51, 52 Жилищного кодекса РФ.
Из смысла ст.ст. 2, 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Таким образом, действующее законодательство ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Поскольку в заявлении Ложкиной Н.И. не указано, для каких целей она просит предоставить земельный участок, документы, подтверждающие нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий ею не представлены, ДЗО администрации г. Перми заявителю обоснованно отказано в предоставлении земельного участка, с разъяснением положений закона о необходимости подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий.
По доводам заявителя, заявленным в судебном заседании о предоставлении земельного участка под огородничество, суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Согласно пунктов 1, 4 статьи 28 указанного Закона предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченный на предоставление земельных участков орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из системного толкования положений статьи 28 указанного Закона нахождение земельного участка в составе территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является обязательным условием предоставления земельного участка в собственность.
Однако каких-либо документов, подтверждающих, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, а также документов, предусмотренныхп.4 ст.28 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Ложкиной Н.И. не представлено.
Более того, в силу пунктов 2, 3 ст.34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Однако в заявлении Ложкиной Н.И. не указано, для каких целей ей необходим земельный участок, отсутствует информация о том, что земельный участок необходим её для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в связи с чем ДЗО администрации г.Перми обоснованно рассмотрено заявление Ложкиной Н.И., как обращение заявителя с целью получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Суд также учитывает, что обращаясь в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, Ложкина Н.И. просила предоставить ей земельный участок бесплатно.
Согласно ч.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако каких-либо доказательств, подтверждающих, что заявитель имеет установленное законом право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, Ложкиной Н.И. ни в ДЗО администрации г.Перми, ни в судебное заседание не представлено. Предусмотренная ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» мера социальной поддержки гарантирует лишь право на первоочередное получение земельного участка, но не предусматривает безвозмездность такого предоставления.
Анализируя совокупность вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 29.04.2013 г. №, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Ложкиной Н.И. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении в собственность земельного участка в <адрес> г.Перми – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись (Л.Ю. Дульцева)