Судья Гадисов Г.М.
Дело 33- 4495/2014г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 09 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД
в составе : председательствующего- Гаджиева Б.Г.,
судей Гебековой Л.А. и Магадовой А.В.,
при секретаре Нурмагомедове А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министра труда и социального развития РД Баглиева М.Д. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Саматова Ш. Г. удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения в Муниципальном образовании «<адрес>» установить Саматову Ш. Г. с <дата> и выплачивать в дальнейшем ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 51 394 руб. 30 коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Взыскать с Управления социальной защиты населения в Муниципальном образовании «<адрес>» в пользу Саматова Ш. Е. за счет средств федерального бюджета (Казны РФ) сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с января 2006 года по июль 2008 года в размере 1 261 882 руб. 00 коп. (Один миллион двести шестьдесят одна тысяча восемьсот восемьдесят два) рубля 00 копеек.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гебековой Л.А., выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития РД Гаджимурадовой М.А. ( по доверенности) и представителя УСЗН в МО «<адрес>» Мусаевой Х.Б.( по доверенности), просивших решение суда отменить, судебная коллегия
установила :
Саматов Ш.Г. обратился с указанным иском, поддержанным в судебном заседании его представителем Атаевым Р.Г. на том основании, что он является участником событий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с <дата> по <дата> года, инвали<адрес> группы с 80% утратой трудоспособности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> №179-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) он имеет право на возмещение вреда здоровью, как инвалид-чернобылец.
В свое время УСЗН ему не установило ежемесячную сумму в возмещении вреда исходя из среднемесячного заработка, в связи, с чем размер ежемесячной компенсации в возмещении вреда ему выплачивается в меньшем размере, чем полагается по Закону, с чем он не согласен.
Согласно справке, выданной Управлением по комплектованию и подготовке кадров Министерства топлива и энергетики РФ, его заработок за работу на ЧАЭС с <дата> по <дата> (всего 33 дня) составил 2395 руб. 98 коп.
В связи, с чем просит взыскать с ответчика в его пользу единовременно за период с января 2006 года по июнь2008 года сумму в размере 1 261 882 руб. 30 коп., и обязать ОСЗН в муниципальном образовании «<адрес>» за счет средств Федерального бюджета установить с <дата> и в дальнейшем выплачивать ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 51 394 руб. 30 коп., с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министра труда и социального развития РД ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Указывает, что в феврале 2001г. вступил в силу Федеральный закон №5-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в закон РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который установил новый порядок получения денежных средств возмещения вреда в фиксированном размере в зависимости от группы инвалидности.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> №31-ФЗ) гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Федеральным законом от <дата> №179-ФЗ, начиная с <дата> (времени вступления в силу Федерального закона от <дата> №5-ФЗ) вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от <дата> №5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме.
Поскольку Ш.Г.Саматов стал инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы лишь в феврале 2006 года и ранее ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 179-ФЗ не получал, то на него распространяется действие пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> года. № 122-ФЗ) в соответствии с которым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльском АЭС, размер которой устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Саматов Ш.Г. является участником событий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с <дата> по <дата> года, стал инвали<адрес> группы с 80% утратой трудоспособности вследствие чернобыльской катастрофы в феврале 2006года, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от <дата> №179-ФЗ не получал.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №23) судам, рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с <дата> до <дата> правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 31-ФЗ).
Согласно данной нормы базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> №31-ФЗ) гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с Федеральным законом от <дата> №179-ФЗ, начиная с <дата> (времени вступления в силу Федерального закона от <дата> №5-ФЗ) вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от <дата> №5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от <дата> № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> года. № 122-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльском АЭС, размер которой устанавливается в зависимости от группы инвалидности.
Из материалов дела усматривается, что Саматову Ш.Г. впервые установили инвалидность в феврале 2006 года, в орган социальной защиты населения за назначением ежемесячной денежной компенсации он обратился в июле 2007года, то есть после вступления в силу Федерального закона № от <дата>.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Саматова Ш.Г. об установлении и перерасчете ежемесячной суммы возмещения вреда является обоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Саматова Ш.Г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила :
Решение Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата> отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Саматова Ш. Г. к УСЗН в МО «<адрес>» об установлении и перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью- отказать.
Председательствующий
Судьи