№ 2-1100/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Боковская «13» декабря 2016 года.
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Романова С.А.,
с участием старшего помощника Боковского межрайонного прокурора Брель Е.С.,
при секретаре Букиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Шолоховского районного суда Ростовской области в ст.Боковской Боковского района Ростовской области гражданское дело по исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МО «Верхнечирское сельское поселение» - «Об обязании разместить информацию о качестве питьевой воды и об источниках водоснабжения»,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонный Боковский прокурор обратился в суд с исковым заявлением указав, что Боковской межрайонной прокуратурой в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области на поднадзорной территории проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В нарушение требований федерального законодательства администрацией Верхнечирского сельского поселения информация о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды на территории поселения, а также о качестве воды в указанных источниках водоснабжения с подтверждением соответствия качестве воды установленным требованиям, не размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, администрация не владеет информацией о соответствии питьевой воды в указанных источниках водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, тогда как организация холодного водоснабжения должна соответствовать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».
В судебном заседании старший помощник Боковского межрайонного прокурора Брель Е.С. исковые требования поддержал и просил удовлетворить, добавив, что отсутствие указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Верхнечирского сельского поселения и приезжих на ознакомление с вышеуказанной информацией о функционировании централизованных систем водоснабжения, о качестве используемой воды. Просит обязать администрацию муниципального образования «Верхнечирское сельское поселение» Боковского района в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения: о месте расположения источников водоснабжения, местах забора воды; о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям.
Представитель ответчика МО «Верхнечирское сельское поселение» Боковского района в судебное заседание не явился, в заявлении указав на признание иска и рассмотрении дела в их отсутствии, в связи с чем дело в отношении них рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения старшего помощника Боковсеого межрайонного прокурора Брель Е.С., приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Боковской межрайонной прокуратурой в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области на поднадзорной территории проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В нарушение требований федерального законодательства администрацией Верхнечирского сельского поселения информация о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды на территории поселения, а также о качестве воды в указанных источниках водоснабжения с подтверждением соответствия качестве воды установленным требованиям, не размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить возможность каждому ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от. 09.02.2009 №8-ФЗ), основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктами 72, 73, 74, 75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.
Статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52-ФЗ закреплено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктами 1.2., 1.З., 1.4., 1.6. СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» предусмотрено, что "Санитарные правила и нормы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования. "Санитарные правила и нормы" являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В связи с изложенным, указанные заявленные исковые требования Боковского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Боковского межрайонного прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МО «Верхнечирское сельское поселение» - «Об обязании разместить информацию о качестве питьевой воды и об источниках водоснабжения» - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхнечирское сельское поселение» Боковского района Ростовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения:
- о месте расположения источников водоснабжения, местах забора воды;
- о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья С.А. Романов