Дело №2-2546-2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2016 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Фисенко О.А.,
с участием представителя истца Щербаковой А.А., действующей на основании доверенности от 29.01.2016 ....,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска к ЗАО "Пригородное" о признании права собственности, третье лицо Шкурченко Л.Н.,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит признать право собственности на квартиру № .... общей площадью 32,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием «Город Новошахтинск». В обоснование своих требований истец указал, что
на территории муниципального образования «Город Новошахтинск» находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. При формировании региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы данный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В указанном жилом доме в <адрес> проживает гражданка Шкурченко Л.Н., которая подлежит переселению. Право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В материалах дела МП «БТИ» г. Новошахтинска сведения о правообладателях отсутствуют. Данный многоквартирный дом, находится на территории бывшего Совхоза № 6 в составе ОАО «Ростовуголь» и был приватизирован путем преобразования в ТОО «Пригородное», которое в свою очередь было преобразовано в ЗАО «Пригородное». В связи с обращением граждан подлежащих переселению ЗАО «Пригородное» обратилось в Администрацию города Новошахтинска по вопросу передачи и дальнейшего принятия в собственность муниципального образования «Город Новошахтинск» многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предоставив только акты приема-передачи жилого дома. В ответ на данное обращение сообщалось, что Администрация города Новошахтинска не возражает против приема такого объекта в муниципальную собственность по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации. Так, согласно Положению «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом находящихся в муниципальной собственности города Новошахтинска», утвержденному решением Новошахтинской городской Думы от 04.10.2010 года ...., одним из оснований возникновения права муниципальной собственности являете приобретение имущества по сделке. Однако приобретение права муниципальной собственности на данный жилой дом по безвозмездной сделке от ЗАО «Пригородное» не представляется возможным в виду отсутствия у общества правоустанавливающей и технической документации, необходимой для государственной регистрации перехода права на упомянутую недвижимость в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним». Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 объектов государственной собственности, указанные в Приложении № 3 настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Данным Приложением к указанному Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 указанного Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно пункту 1 Приложения № 3 к указанному постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социального - культурного бытового назначения. Указом Президента РФ от 29.11.1992 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее Временное положение). В состав имущества государственного, муниципального предприятия передаваемого в уставной капитал акционерного общества не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации, объекты социального - культурного бытового назначения и другие объекты, в отношении которых Комитетом по управлению имуществом было принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности. Распоряжением Президента РФ от 18.03.1993г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной, муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности» установлено, что для передачи объекта в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), районов (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города района, разрабатывает перечень объектов. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Объект считаются переданными в муниципальную собственность города, района с момента принятия решения в передаче Верховным Советом республики в составе РФ, Советом народных депутатов края, области автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. В соответствии с ответом ТУ Росимущества в Ростовской области в материалах дела и в Приложении № 1 к плану приватизации Акционерного общества, созданного на базе производственного объединения «Ростовуголь» (АО «Ростовуголь») - Списке структурных подразделений, вошедших своим имуществом в уставной капитал ФО «Ростовуголь» информация о Совхозе № 6, ТО «Пригородное» (ЗФО «Пригородное») отсутствует. Указанный выше многоквартирный дом подлежит передаче в муниципальную собственность. Однако в связи с тем, что у ЗАО «Пригородное» отсутствуют правоустанавливающие документы по спорному домовладению муниципальное образование «Город Новошахтинск», от имени которого действует Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска не может принять в муниципальную собственность спорный жилой дом и зарегистрировать за собой право в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Право муниципальной собственности возникает и прекращается в порядке и на условиях, предусмотренных главами 14, 15 ГК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с Положением «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом находящихся в муниципальной собственности города Новошахтинска, утвержденному решением Новошахтинской городской Думы от 04.10.2010. .... органом Администрации города Новошахтинска, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение муниципальным имуществом, за исключением реализации полномочий по приватизации муниципального жилищного фонда и заключения в отношении него договоров социального найма, является Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска. Деятельность КУИ регулируется Положением о Комитете по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска, утвержденным решением Новошахтинской городской Думы. Государственная регистрация прав на недвижимое муниципальное имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу указанного Положения при государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество муниципальной казны и сделок с ним от имени муниципального образования "Город Новошахтинск" выступает КУИ. Регистрация права собственности на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществляется в Новошахтинском отделе управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области. Такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ст. 17 вышеназванного закона вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании вышеизложенного, для реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда истец вынужден подтверждать наличие у него права собственности на указанную квартиру в судебном порядке. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца Щербакова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО «Пригородное» в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Согласно ранее представленному возражению полагает, что ЗАО «Пригородное» не является надлежащим ответчиком, поскольку спорный объект недвижимости, ввиду прямого указания закона может быть отнесен к собственности муниципального образования «Город Новошахтинск», в связи с чем просит исключить его из числа ответчиков по делу. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
3-е лицо Шкурченко Л.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, согласно заявлению просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования удовлетворить. Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, обозрев инвентарное дело, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 18 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29.03.2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что на территории Муниципального образования «Город Новошахтинск» находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
При формировании региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы данный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
В <адрес> данном <адрес> в г. Новошахтинске в качестве нанимателя проживает Шкурченко Л.Н., что подтверждается ордером, карточкой регистрации.
В материалах инвентарного дела МП БТИ г. Новошахтинска сведения о правообладателях отсутствуют.
Согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилое помещение, кадастровый ...., по адресу: Россия, <адрес> отсутствуют.
Данный многоквартирный дом, находится на территории бывшего совхоза .... в составе ОАО «Ростовуголь», который был преобразован в ТОО «Пригородное», а последнее преобразовано в ЗАО «Пригородное».
В связи с обращением граждан подлежащих переселению ЗАО «Пригородное» обратилось в Администрацию г. Новошахтинска по вопросу передачи и дальнейшего принятия в собственность муниципального образования «Город Новошахтинск» многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением только актов приема-передачи жилого дома. В ответ на данное обращение сообщалось, что Администрация г. Новошахтинска не возражает против приема такого объекта в муниципальную собственность по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Данным Приложением к указанному Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Приложения № 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и бытового назначения.
В силу ч. 1 абз. 2 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик, в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", указанное жилое помещение должно считаться объектом муниципальной собственности, независимо от того, было ли оно передано в муниципальный жилищный фонд в предусмотренном законом порядке.
С учетом изложенного выше, суд полагает, что ЗАО «Пригородное» является надлежащим ответчиком по делу, поскольку оформление права муниципальной собственности на спорную квартиру по безвозмездной сделке от ЗАО «Пригородное» к КУИ Администрации города не представляется возможным в связи с отсутствием у ЗАО «Пригородное» правоустанавливающей документации необходимой для государственной регистрации перехода права собственности на неё, которую последний в надлежащем порядке своевременно не оформил, а дом, в котором расположена данная квартира все время стоял у него на балансе, и при таких обстоятельствах считает, что спорное жилое помещение должно быть признано объектом муниципальной собственности, независимо от того, было ли оно передано в муниципальный жилищный фонд в предусмотренном законом порядке. В ином порядке оформить право собственности муниципального образования на данную квартиру при указанных обстоятельствах истец лишен возможности, а 3-е лицо лишена возможности реализовать свое право на переселение из спорной квартиры.
На основании вышеизложенного суд полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за муниципальным образованием «Город Новошахтинск» право собственности на <адрес>, общей площадью 28,8 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья