Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
19 января 2017 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
при секретаре Беликовой Н.А.,
с участием прокурора П.И.П., представителя ответчика Б.Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к жилищно-строительному кооперативу - <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и понуждении к раскрытию информации в сети Интернет,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к жилищно-строительному кооперативу - <данные изъяты>) о признании бездействия незаконным и понуждении к раскрытию информации в сети Интернет. В обоснование своих требований указывает, что в марте 2016 года прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами ЖСК-<данные изъяты>. В результате указанной проверки было установлено, что ЖСК-<данные изъяты> надлежащим образом не организовано исполнение ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». А именно в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте фонда содействия реформированию ЖКХ полностью отсутствует информация об основных показателях деятельности ЖСК-<данные изъяты> Истец считает, что непредставление информации, предусмотренной действующим законодательством, гражданам, проживающим в находящихся под управлением ЖСК-<данные изъяты> домах, влечет нарушение их прав в части обеспечения доступа к информации, осуществления общественного контроля за деятельностью управляющей организации. Считая нарушенными права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, прокурор просит признать незаконным бездействие ЖСК-<данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по раскрытию информации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» в сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>; обязать ЖСК-<данные изъяты> раскрыть необходимую информацию в сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор <адрес> П.И.П. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - председатель ЖСК-<данные изъяты> Б.Г.В. в судебном заседании требования не оспаривала, пояснила, что имеются проблемы с компьютером, поскольку он очень старый, что создает препятствия в размещении информации. Частично информация имеется на сайте, предпринимаются меры к исполнению обязательств.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – закон) в компетенцию органов прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением законов. Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Как установлено судом во исполнение указанных положений Закона прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в ЖСК-<данные изъяты>.
ЖСК-<данные изъяты> расположено по адресу: <адрес>, зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 9-14).
В ходе проверки установлено, что ЖСК-<данные изъяты> надлежащим образом не организовано исполнение ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». А именно в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте фонда содействия реформированию ЖКХ полностью отсутствует информация об основных показателях деятельности ЖСК-<данные изъяты>
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту – Стандарт).
Согласно п. 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В силу п. 3 управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
На основании п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте «а» пункта 5.1 настоящего постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет (п. 6).
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Как установлено судом на сайте <данные изъяты> отсутствует необходимая информация об основных показателях деятельности ЖСК-<данные изъяты>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком норм действующего законодательства, регламентирующих порядок раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами.
На основании изложенного и руководствуясь вышеназванными нормами права, принимая во внимание тот факт, что непредставление информации, предусмотренной действующим законодательством, гражданам, проживающим в находящихся под управлением ЖСК-<данные изъяты> домах, влечет нарушение их прав в части обеспечения доступа к информации, осуществления общественного контроля за деятельностью управляющей организации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Прокурором <адрес> подан иск в защиту неопределенного круга физических лиц, следовательно, при удовлетворении судом заявленных исковых требований неимущественного характера уплате подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей, расходы по которой следует возложить на ответчика.
Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие жилищно-строительного кооператива - <данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по раскрытию информации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» в сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>;.
Обязать жилищно-строительный кооператив - <данные изъяты> раскрыть необходимую информацию в сети Интернет на официальном сайте <данные изъяты>.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива – <данные изъяты> государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход государства с зачислением с бюджет Энгельсского муниципального района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись.
Верно.
Судья Л.Ю. Луева
Секретарь Н.А.Беликова
19.01.2017г.