Дело № 2-1205(1)/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Петькина С.В.,
при секретаре Ильиной Я.И.,
с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурораСаратовской области Склёминой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Саратовской области, о признании информации, размещенной на странице сайта, запрещенной (в порядке ст. 45 и ч. 2 ст. 262 ГПК РФ),
установил:
заместитель Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на странице сайта, запрещенной.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При проведении данного мониторинга установлено, что на сайте http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm содержится статья под названием «Как получить материнский капитал наличными», в которой, в том числе, описаны незаконные способы обналичивания материнского капитала.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (далее по тексту – Закон №149-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
П. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
В силу п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространять информацию о пропаганде войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Иные способы распоряжениями средствами материнского капитала действующим законодательством не предусмотрены.
Незаконное распоряжение средствами материнского капитала образует состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, незаконное использование средств материнского капитала, нарушает, в том числе, права несовершеннолетних детей.
В силу ст. 1 ГПК РФ регулирование правоотношений в сфере гражданского судопроизводства осуществляется Гражданско-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.
П. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ определено, что об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела рассматриваются судом в порядке особого производства.
П. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ определено, что среди установленного указанной статьей перечня фактом, имеющих юридическое значение, судом также рассматриваются другие имеющие юридическое значение факты, к которым как раз относится факт признания информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ст. 266 ГПК РФ установлено, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту нахождения заявителя, что в данном случае свидетельствует о подсудности рассмотрения гражданского дела Ртищевскому районному суду Саратовской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что информационные материалы, выложенные в сети Интернет на сайте http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm содержат информацию, распространение которой запрещено, при этом указанная информация доступна неопределенному кругу лиц, вследствие свободного доступа к указанному сайту, у прокурора имеется безусловное право обращения с заявлением в интересах Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, прокурор просит признать информацию, размещенную на сайтеhttp://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm,информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.После вступления решения суда в законную силу, направить его копию в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, 109074, для включения указателя страницы сайта http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htmв Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Склёмина Т.А.заявленные требования поддержала, дала объяснения, аналогичные указанным в заявлении.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (Управление Роскомнадзора по Саратовской области), в судебное заседание представителя не направило. В материалах дела имеется ходатайство руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (Управления Роскомнадзора по Саратовской области)с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления и позиция на заявление, из которой следует, что заинтересованное лицо согласно с требованиями, заявленными прокурором.
Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Ртищевской межрайонной прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При проведении данного мониторинга установлено, что на сайте http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm содержится статья под названием «Как получить материнский капитал наличными», в которой, в том числе, описаны незаконные способы обналичивания материнского капитала.
В силу п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (далее по тексту – Закон №149-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в единую информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
П. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
В силу п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространять информацию о пропаганде войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Иные способы распоряжениями средствами материнского капитала действующим законодательством не предусмотрены.
Незаконное распоряжение средствами материнского капитала образует состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, незаконное использование средств материнского капитала, нарушает, в том числе, права несовершеннолетних детей.
В силу ст. 1 ГПК РФ регулирование правоотношений в сфере гражданского судопроизводства осуществляется Гражданско-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами.
П. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ определено, что об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела рассматриваются судом в порядке особого производства.
П. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ определено, что среди установленного указанной статьей перечня фактом, имеющих юридическое значение, судом также рассматриваются другие имеющие юридическое значение факты, к которым как раз относится факт признания информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ст. 266 ГПК РФ установлено, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту нахождения заявителя, что в данном случае свидетельствует о подсудности рассмотрения гражданского дела Ртищевскому районному суду Саратовской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что информационные материалы, выложенные в сети Интернет на сайте http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm содержат информацию, распространение которой запрещено, при этом указанная информация доступна неопределенному кругу лиц, вследствие свободного доступа к указанному сайту, у прокурора имеется безусловное право обращения с заявлением в интересах Российской Федерации.
Суд приходит к убеждению, что в целях соблюдения требований действующего законодательства и защите прав граждан, необходимо признать информацию,размещенную на сайтеhttp://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm,информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Руководствуясь статьями 197-198, 321 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm,░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░http://stan-bogat.ru/nalogi-i-lgoty/materinskij-kapital-nalichnymi.htm░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░