Дело № 2-642/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Унутова Э.Д.,
при секретаре Мерушевой С.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Бушуевой О.С. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Бушуева О.С. обратилась в суд с требованием к администрации МО «Шебалинский район» об обязании поставить истца на учет в жилищную комиссию по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту проживания в <адрес> Шебалинского района Республики Алтай.
Иск мотивирован тем, что истец является сиротой, обучалась в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Горно-Алтайска, которую закончила в 2002 году. Истец в силу своего заболевания не знала, что встать на учет в жилищную комиссию необходимо до 23 лет. У истца не было жилого помещения, как на момент поступления в специализированную (коррекционную) школу-интернат, так и в настоящее время. В настоящее время вынуждена проживать у родственников, снимать жилье, в связи с чем нарушены ее жилищные права. БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского район» ответила истцу об отсутствии у нее права на постановку на учет в жилищную комиссию для бесплатного предоставления жилого помещения.
До судебного заседания от представителя ответчика администрации МО «Шебалинский район» поступили возражения на иск, в которых просит в удовлетворении иска отказать, указывая, что Бушуева О.С. не может быть поставлена на учет в жилищную комиссию администрации МО «Шебалинский район», поскольку в соответствии с изменениями от 2013 года БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского район» организует и осуществляет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Просит заменить ненадлежащего ответчика администрацию МО «Шебалинский район» на надлежащего БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского район».
Определением суда от 02 декабря 2016 года с согласия истца ненадлежащий ответчик администрация МО «Шебалинский район» заменен на надлежащего ответчика БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района».
Истец Бушуева О.С. уточнила исковые требования на обязание БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» поставить истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по месту проживания.
В судебном заседании Бушуева О.С. поддержала уточненные исковые требования, представитель БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» Казанцева Т.В. просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно паспорту <Номер изъят> <Номер изъят>, выданному Чемальским РОВД Республики Алтай <ДАТА>, дубликату справки о рождении от <ДАТА>, выданному Горно-Алтайским отделом ЗАГС Республики Алтай, Бушуева О.С. родилась <ДАТА> в <адрес>, матерью ребенка указана ФИО1, отцом ФИО2.
Глава администрации <адрес> Республики Алтай постановлением от <ДАТА> <Номер изъят>, рассмотрев документы, представленные городским отделом образования, администрации школы <Номер изъят> и принимая во внимание, что мать несовершеннолетней не работает, не имеет жилья, бродяжничает, воспитанием дочери не занимается, руководствуясь статьями главы 13 Кодекса о браке и семье РСФСР, постановил ходатайствовать перед Республиканским комитетом образования о выделении несовершеннолетней Бушуевой О.С. путевки в учреждение общественного воспитания.
Выпиской из домовой книги КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» подтверждается, что Бушуева О.С. была зарегистрирована по адресу школы: <адрес> <ДАТА> по <ДАТА>.
Из копии письма от 10 июня без указания года <Номер изъят> следует, что администрация спецшколы-интерната <адрес> просит главу администрации <адрес> дать сведения о жилье и имуществе по детям-сиротам <адрес>, воспитывающихся в школе и находящихся на полном государственном обеспечении. В списке имеется Бушуева О.С. с указанием родителя ФИО1, без указания адреса, по которому проживала.
Справкой Бюро медико-социальной экспертизы <Номер изъят> серии МСЭ-2014 <Номер изъят> подтверждается, что Бушуевой О.С. <ДАТА> повторно, бессрочно, установлена инвалидность второй группы, причина инвалидность с детства.
Уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Алтай от 22.07.2016 подтверждается отсутствие в ЕГРП информации о правах Бушуевой О.С. на объекты недвижимого имущества.
БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» письмом от <ДАТА> <Номер изъят> на заявление Бушуевой О.С. о постановке на учет в жилищную комиссию по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, ответило об отсутствии оснований для постановки на учет в жилищную комиссию БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района». Ссылаясь на нормы Федерального закона № 159-ФЗ, сообщило истцу о том, что с наступлением 23 лет граждане теряют статус «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и право на дополнительные гарантии прав на жилое помещение, в частности право на обращение в уполномоченные органы с заявлением о включении их в список подлежащих обеспечению жилым помещением. Также о том, что Бушуевой О.С. не предоставлен пакет документов, подтверждающий отнесение к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Согласно ответу КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» от <ДАТА> <Номер изъят> в личном деле Бушуевой О.С., родившейся <ДАТА>, документов, подтверждающих статус сироты нет.
Абзац 4 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, по смыслу закона только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения ими указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе № 159-ФЗ, имеющих право на предусмотренные законом меры социальной поддержки.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона 159-ФЗ, в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года, к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ данный закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ, утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
В судебном заседании <ДАТА> Бушуева О.С. подтвердила указанные в ее паспорте сведения о том, что она была зарегистрирована в <адрес> Республики Алтай с <ДАТА> по <адрес>, с <ДАТА> по <адрес>, с <ДАТА> по <ДАТА> <адрес>. Пояснила, что она дееспособна, но болеет. По первым адресам жила у бабушки с дедушкой, по последнему адресу была зарегистрирована в доме дяди. С заявлениями о постановке на учет в администрации МО «Чемальский район», МО «Шебалинский район» не обращалась, поскольку она жила с бабушкой и дедушкой, которым говорила, что хочет обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилья, но они ей сказали: «Зачем, живи у нас». Обратилась с заявлением в БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» осенью 2015 г.
Таким образом, Бушуева О.С. в установленный законом срок с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ не обращалась не только в связи с имеющимся у нее заболеванием, сведений о постановке ее на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением до достижения 23-летнего возраста не имеется. При этом доказательств уважительности причин пропуска данного срока не представлено, правовых оснований для постановки ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по месту проживания не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Бушуевой О.С. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по месту проживания отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2016 года.
Председательствующий Э.Д. Унутов