Дело № 12-118/2016
Р Е Ш Е Н И Е
№ 2016 года г. Заринск
Судья Заринского городского суда, Алтайского края, М.Н.Чернова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Копылова Виталия Сергеевича на постановление по делу об административном правонарушении административной комиссии при администрации г. Заринска № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Копылова Виталия Сергеевича, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным административной комиссией при администрации города Заринска № от ДД.ММ.ГГГГ Копылов В.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 27 Закона Алтайского края № 46 – ЗС от 10.07.2002 г. «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
На данное постановление Копыловым В.С. принесена жалоба с просьбой отменить постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что разместив автомобиль рядом с домом, в котом он проживает, на участке дороги с асфальтовым покрытием, не заехав на насаждения и газоны, не преграждая проезд другим транспортным средствам, а также, не создав препятствия для движения пешеходов, он не нарушал Правил дорожного движения. Однако, депутатами Заринского городского собрания решением от 30.03.2015 №41 «О внесении изменений в решение Заринского городского Собрания депутатов от 29.06.2012 № 57 «Об утверждении Норм и правил благоустройства территории муниципального образования город Заринск Алтайского края» принята норма, согласно которой, гражданам запрещается ставить автомобили на асфальтированных участках дороги перед многоквартирными домами. При этом границы площадок, участков дороги, на которых запрещено ставить автомобили, никак не обозначены для граждан и владельцев транспортных средств. Асфальтированные площадки перед подъездами некоторых многоквартирных домов города Заринска охватывают территорию в десятки квадратных метров и никакой разметки или иных знаков для владельцев транспортных средств и иных участников дорожного движения, жителей города, указывающих на запрет стоянки транспорта на данном участке, не имеется. В виду того, что иных мест для хранения автомобилей жителей многоквартирных домов, создание которых предусмотрено пунктом 2.12.23 Решения депутатов Заринского городского собрания от 29.06.2012 № 57 «Об утверждении Норм и правил благоустройства территории муниципального образования город Заринск Алтайского края», на территории микрорайона нет, чиновники администрации города Заринска, видимо, исключительно на своё личное усмотрение в каждом конкретном случае вольны определять границы и пределы мест на территории дворов города, за стоянку на которых они будут налагать на отдельных граждан, жителей города административное наказание в виде штрафов. Административной комиссией при администрации г.Заринска не были учтены нормы права при вынесении постановления о наложении взыскания, в частности, что статья предусматривает в качестве наказания также предупреждение, несмотря на то, что в постановлении указано «ранее Копылов В.С. к административной ответственности по ст.27 Закона Алтайского края не привлекался».
В судебное заседание Копылов В.С. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель заявителя <данные изъяты> поддержала доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Копылов В.С. узнал о том, что в отношении него составлен протокол примерно ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после составления протокола. Копылов В.С. желал принимать участие при рассмотрении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 пояснила, что протокол о административном правонарушении был составлен в отсутствие Копылова В.С., сведений о его надлежащем извещении на ДД.ММ.ГГГГ не имелось. ДД.ММ.ГГГГ Копылов В.С. явился к ним, расписался в протоколе и получил копию.
Ознакомившись с жалобой, выслушав представителя заявителя, свидетеля, изучив материалы дела, нахожу постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения. Кроме того, пунктом 3 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных КоАП РФ для участников производства, среди которых установленные п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ права давать объяснения по делу и заявлять отводы.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ. Данные положения направлены на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, из разъяснений Пленума ВАС РФ можно сделать вывод, что положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушит право привлекаемого лица на защиту.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан доказательством по делу. Постановление о привлечении к административной ответственности должно быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлияло на достоверность процессуального документа.
Согласно ч. ч. 3 - 5 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
По смыслу приведенных правовых норм при составлении протокола об административном правонарушении законодателем предусмотрено только участие самого физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Законодатель не упоминает о возможности участия при составлении протокола об административном правонарушении представителя физического лица по доверенности.
В соответствии с ч.4.1. ст. 28.2 КоАП в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Таким образом, основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.
В судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении от 30.08.2016 года был составлен в отсутствие Копылова В.С., сведений о надлежащем извещении Копылова В.С. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на момент составления протокола не имелось. Уведомление о времени и месте составления протокола было получено Копыловым В.С. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным уведомлением. Подписи в протоколе об административном правонарушении сделаны Копыловым В.С. ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после составления протокола. Таким образом, протокол об административном правонарушении не может подтверждать событие административного правонарушения.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии при администрации г. Заринска № № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии при администрации г. Заринска № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 27 Закона Алтайского края № 46 – ЗС от 10.07.2002 г. «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в отношении Копылова Виталия Сергеевича отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Копию постановления направить Копылову В.С., в административную комиссию при администрации г. Заринска.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья М.Н.Чернова