Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2013 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Солоповой И.В.,
судей – Сарбашева В.Б., Черткова С.Н.,
с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,
при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» Насоновой УУ на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым,
удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Фроловой ХХ к исполнительно распорядительному органу местного самоуправления - Администрации <адрес>,
на администрацию муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность по предоставлении вне очереди Фроловой ХХ жилого помещения по договору социального найма в <адрес> Республики Алтай, площадью не менее установленных социальных норм, за счет средств бюджета Республики Алтай, выделенных на эти цели.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах Фроловой ХХ обратился в суд с иском к исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления - администрации <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже установленных социальных норм в черте <адрес> за счет субвенций, выделенных бюджету <данные изъяты> округа «<данные изъяты>» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав Фроловой ХХ Проверкой установлено, что Фролова ХХ. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обладает правом на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. До 2000 года Фролова ХХ воспитывалась одинокой матерью - ФЮО после смерти которой, Фролова ХХ была взята под опеку дедушки <данные изъяты> В период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год Фролова ХХ обучалась в Краевом государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №» в <адрес> края. Фролова ХХ состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ, порядковый номер - №. Фролова ХХ является матерью малолетнего ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не замужем, дополнительных доходов не имеет, находится на <данные изъяты> месяце беременности. Проживает в неблагоустроенном жилом помещении по договору найма жилого помещения, ежемесячная плата по которому составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, у Фроловой ХХ., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания училища, то есть в 2004 году в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, до настоящего времени органом исполнительной власти по месту жительства Фролова ХХ полагающимся ей жилым помещением не обеспечена.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель Администрации МО «<адрес>» Насонова УУ., в жалобе просит решение суда отменить, указывая, что в нарушение ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, п. 24 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года №316, в резолютивной части решения суда указано, что жилое помещение должно быть предоставлено площадью не менее установленных социальных норм. Кроме того, на момент вынесения решения все средства республиканского бюджета, предоставленные муниципальному образованию «<адрес>» в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 86 БК РФ для исполнения в 2012 году государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа уже были использованы. Более того, специальное законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, не определяет преимуществ по получению жилья среди названной категории граждан, в связи с чем, внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желающих получить данную меру социальной поддержки через судебные органы, является злоупотреблением правом и ущемляет права других граждан, имеющих такой же статус и состоящих на учете.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Кулееву Л.В., Фролову ХХ, возражавших относительно удовлетворения жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил нормы закона, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фролова ХХ родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на регистрационном учете не состоит, имеет несовершеннолетнего ребенка – <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке о рождении Фроловой ХХ от ДД.ММ.ГГГГ № ее матерью является ФЮО отцом – <данные изъяты>., сведения о котором внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Из справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФЮО заключила брак с ГЗК, после чего ей была присвоена фамилия мужа.
В соответствии со свидетельством о смерти ГЮО она умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ году Фролова ХХ окончила КГОУ НПО «Профессиональное училище №, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании, регистрационный №.
Согласно ответам Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Алтай и Алтайского края за Фроловой ХХ не зарегистрированы права на жилье.
Из талона отдела жилищной политики исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – Администрации <адрес> усматривается, что порядковый номер Фроловой ХХ в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, - №.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно руководствовался Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 года №316, которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении. Так, пунктами 2, 3, 3.2 названного Положения установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем: предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с п.24 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Алтай обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Тем самым, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Администрацию МО «<адрес>» обязанности по предоставлению Фроловой ХХ жилого помещения в соответствии с вышеназванными нормативными актами, является правильным.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья не связывается законом и с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
В связи с вышеизложенным, доводы Администрации МО «<адрес>» об использовании в 2012 году средств, предусмотренных для обеспечения жилой площадью детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, о злоупотреблении Фроловой ХХ своими правами, поскольку оспариваемым решением суда, ущемляются права других граждан, имеющих такой же статус, что и Фролова ХХ являются необоснованными.
Также апелляционная коллегия находит необоснованными доводы жалобы о том, что указание судом в резолютивной части решения об обязании ответчика предоставить жилое помещение, площадью не менее установленных социальных норм, не соответствует закону, так как должно быть указано в пределах нормы предоставления жилого помещения, поскольку в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что данная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, имея в виду норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленную ст. 50 ЖК РФ, в связи с чем нарушений закона судом при вынесении решения не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение <данные изъяты> суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» Насоновой УУ – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи В.Б. Сарбашев
С.Н. Чертков