ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 02 декабря 2016 г., дело N 3-63/2016
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Августиной И.Д.
при секретаре судебного заседания ФИО2
представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Республике Дагестан (далее Управления ФСКН России по Республике Дагестан) в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в распоряжение, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, признании записи в трудовой книжке недействительной, взыскании денежной компенсации (процентов) за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан о признании незаконным приказа об увольнении в связи с переводом от <дата> №-нлс; признании записи в трудовой книжке об увольнении в связи с переводом в другой государственный орган недействительной; восстановлении в распоряжение Управления ФСКН России по Республике Дагестан с исполнением обязанностей по последней занимаемой должности с <дата>; возложении обязанности на Управление ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан начислить и выплатить денежное довольствие за время вынужденного прогула не по вине сотрудника; возложении обязанности на Управление ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан выплатить проценты за каждый день просрочки выплаты денежного довольствия в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а именно с <дата> по день исполнения решения суда; возложении обязанности на Управление ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан выплатить компенсацию морального вреда в размере 300.000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец занимал должность оперуполномоченного Управления ФСКН России по Республике Дагестан. Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Дагестан №-нлс от <дата> он уволен со службы в органах наркоконтроля на основании пп. 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган. Рапорт об увольнении со службы в органах наркоконтроля в письменной форме он не писал и фактически исполнял свои обязанности до <дата> Поскольку подтверждения о принятии его на службу в органы внутренних дел не было, <дата> он обратился за разъяснениями в Управление ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан, где ему сказали, что он уволен со службы с <дата>.
Истец считает, что процедура его увольнения не соответствует действующему законодательству. С учетом действующих нормативно-правовых актов, в частности Приказа Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков № от <дата> в связи с проведением организационно - штатных мероприятий он подлежал зачислению в распоряжение органа наркоконтроля на срок до 3-месяцев с выплатой денежного довольствия, чего ответчиком сделано не было.
Трудовая книжка истцу не выдавалась, выписка из приказа об увольнении ему не была вручена под расписку и выдана лишь <дата> Денежное довольствие за время вынужденного прогула в период с <дата> не выплачено. Незаконными действиями ответчика, нарушением трудовых прав истцу причинены нравственные страдания, истец и его семья в спорный период времени остались без средств к существованию, что повлекло необходимость занимать денежные средства. Причиненный моральный вред оценивает в размере 300.000 рублей.
Согласно уточненным исковым требованиям, истец просит: признать незаконным приказ УФСКН по РД от <дата> № в части определения даты увольнения, изменив дату увольнения со службы на <дата>; обязать ответчика изменить дату увольнения в записи об увольнении в трудовой книжке; включить период вынужденного прогула с <дата> по <дата> в выслугу лет для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет; взыскать с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 денежное довольствие за 41 день (время вынужденного прогула не по вине сотрудника до <дата>) в размере 107 162 рубля; взыскать с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 проценты за каждый день просрочки выплаты денежного довольствия в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а именно с <дата> по день исполнения решения суда; взыскать с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В части требований о признании незаконным приказа об увольнении в связи с переводом от <дата> №-нлс; признании записи в трудовой книжке об увольнении в связи с переводом в другой государственный орган недействительной; восстановлении в распоряжение Управления ФСКН России по Республике Дагестан с исполнением обязанностей по последней занимаемой должности с <дата> производство по делу прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Представитель истца по доверенности адвокат ФИО5 в судебном заседании уточенные исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске и уточнению к нему.
Представитель ответчика - Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан и третьего лица МВД по Республике Дагестан – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск. Пояснил, что ФСКН России не издавался приказ о проведении организационно-штатных мероприятий и зачислении сотрудников в распоряжение конкретного органа наркоконтроля. В соответствии с приказом ФСКН России от <дата> № «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016г. №» сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ были освобождены от занимаемых должностей с <дата> Таким образом, истец не мог быть зачислен в распоряжение Управления после <дата>, поскольку зачисление в распоряжение возможно только при проведении организационно-штатных мероприятий, а Указом установлен срок завершения этих мероприятий до <дата>, поэтому являются необоснованными требования истца об изменении даты увольнения, взыскании денежного содержания. <дата> истец письменно предупрежден о предстоящем возможном увольнении по пп. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) о чем составлен соответствующий акт. Свое волеизъявление о расторжении трудовых отношений истец выразил в письменно оформленном Представлении от <дата> к увольнению из органов наркоконтроля, истец собственноручно расписался о согласии с увольнением со службы в органах наркоконтроля по пп. 7 п. 142 Положения (в связи с переводом в другой государственный орган).
Кроме того, истцом в МВД по РД направлены затребованные документы для рассмотрения вопроса приема на службу в органы внутренних дел, в том числе, собственноручно оформленное на имя министра заявление о приеме на службу. Приказом МВД по РД от <дата> за № л/с ФИО1 принят на службу в органы внутренних дел на должность заместителя командира 1 взвода 1 роты 3 батальона полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Махачкале.
Доказательства, подтверждающие причинение морального вреда, а также характера и степени физических и нравственных страданий, истцом не представлены.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, личное дело истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ № от <дата> прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.
Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в органах наркоконтроля и до увольнения занимал должность оперуполномоченного отдела оперативно-технической и поисковой службы Управления ФСКН России по Республике Дагестан.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее Указ) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 1).
Согласно п.10 Указа настоящий Указ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.
Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 3).
Пунктом 4 Указа установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Пунктом 5 Указа предусмотрено завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до <дата>.
Федеральным законом от <дата> № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» урегулированы вопросы, связанные с трудоустройством сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе порядок их увольнения со службы и перевода на службу в органы внутренних дел, иные вопросы.
Так, в соответствии со ст. 33 Федерального закона от <дата> № 305-ФЗ сотрудники органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (п. 1).
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.5).
В соответствии с п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> №, сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля по следующим основаниям: 6) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; 7) в связи с переводом в другой государственный орган.
Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6, 9 и 11 пункта 142 настоящего Положения, предупреждаются о предстоящем увольнении в письменной форме не позднее чем за два месяца до увольнения (п. 150).
Сотрудники, увольняемые со службы в органах наркоконтроля по собственной инициативе по одному из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 7 и 9 пункта 142 настоящего Положения, подлежат увольнению в 2-недельный срок со дня подачи ими рапорта (п. 151).
Судом установлено, что <дата> в соответствии с п. 150 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств психотропных веществ истец персонально предупрежден о предстоящем увольнении по п/п. 6 п. 142 Положения (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В материалах личного дела истца имеется акт от 11.04.16г. об ознакомлении истца с Указом Президента Российской Федерации от <дата>, предусмотренным им порядком увольнения сотрудника из органов наркоконтроля и трудоустройства в органах полиции в связи с упразднением службы, в котором ФИО1 учинена личная подпись.
Приказом Управления ФСКН России по Республике Дагестан от <дата> №-нлс все сотрудники негласного состава ОТПС Управления ФСКН России по Республике Дагестан, в том числе, истец с <дата> зачислены в распоряжение с продолжением исполнения обязанностей по прежней должности, сроком до трех месяцев.
Согласно представлению к увольнению из органов наркоконтроля от <дата> истец согласился с увольнением со службы в органах наркоконтроля по п/п. 7 п. 142 Положения (в связи с переводом в другой государственный орган) и собственноручно расписался в представлении, указав, что с представлением согласен.
Из заявления ФИО1 от <дата> видно, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> №, им в апреле 2016 года подан рапорт о переводе в органы внутренних дел. Ему было отказано в приеме в ОПБ МВД по РД, после чего в июле 2016 г. им подан повторный рапорт о рассмотрении его кандидатуры на иную вакантную должность.
Приказом МВД по РД от <дата> за № л/с ФИО1 принят на службу в органы внутренних дел на должность заместителя командира 1 взвода 1 роты 3 батальона полка патрульно-постовой службы полиции Управления МВД России по г. Махачкале.
Судом установлено, что при увольнении истца работодателем соблюдены процедура, сроки увольнения, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от <дата> №, Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Доказательств ограничения трудовых прав истца суду не представлено.
Несостоятельными суд находит доводы истца о том, что при переводе со службы в органах наркоконтроля в органы внутренних дел не должно быть перерыва между датой увольнения и датой приема на службу, и на период трудоустройства в органах внутренних дел истец подлежал зачислению в распоряжение ФСКН с выплатой заработной платы.
Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
По смыслу указанных выше пунктов 3-5 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», пунктов 1,5 статьи 33 Федерального закона от <дата> № 305-ФЗ, законодателем определен специальный трехмесячный срок для решения вопроса о переводе сотрудника упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в органы внутренних дел. Такой срок исчисляется со дня увольнения сотрудника органов наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган до дня издания приказа о его принятии в органы внутренних дел.
В течение данного трехмесячного срока указанные сотрудники имеют статус уволенных из органов наркоконтроля и, как следствие, не осуществляют служебную деятельность по реализации функций и полномочий службы, которая упразднена.
При этом обязательное трудоустройство в порядке перевода в органы внутренних дел всех сотрудников упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Федеральный закон от <дата> № 305-ФЗ не предусматривает.
В случае, когда уволенный сотрудник органов наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган не принят на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, такой сотрудник вправе обратиться с заявлением в соответствующую ликвидационную комиссию об изменении основания увольнения и выплате единовременного пособия и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от <дата> №, как отмечено выше, определено, что проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, должно быть завершено до <дата>.
Увольнение истца произведено приказом от <дата> №-нлс, т.е. в последний день истечения определенного Указом срока, в течение которого должны быть завершены мероприятия по упразднению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
С представлением к увольнению из органов наркоконтроля от <дата> истец ознакомлен, выразил согласие с увольнением со службы в органах наркоконтроля по п/п. 7 п. 142 Положения (в связи с переводом в другой государственный орган), о чем свидетельствует его собственноручная запись о согласии и подпись.
В данном случае увольнение сотрудника органов наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел имеет особый статус, так как определен специально изданными нормативными актами, а именно Указом Президента РФ от <дата> №, Федеральным законом от <дата> № 305-ФЗ.
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы наркоконтроля, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
Установление таких правил (специальных требований), обусловленных особенностями деятельности органов наркоконтроля, не может расцениваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1), либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (части 2 и 3).
У истца имелось право выбора - увольнение из органов наркоконтроля по п/п. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с выплатой выходного пособия и трудоустройством по своему усмотрению в любой срок, либо увольнение по п/п. 7 п. 142 Положения в порядке перевода в органы внутренних дел с сохранением определенного ряда льгот, но без выплаты выходного пособия, с решением вопроса о приеме на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев с момента увольнения, согласно ст.33 Федерального закона от <дата> № 305-ФЗ.
Истец добровольно выбрал для себя увольнение по второму варианту.
Поэтому увольнение его из органов наркоконтроля в связи с переводом в органы внутренних дел с <дата> не нарушает конституционных прав истца, не ограничивает его право на труд.
Истцом не представлено доказательств того, что после увольнения из органов наркоконтроля он продолжал исполнять свои трудовые обязанности. Каких-либо приказов, распоряжений, указаний о привлечении истца к работе после его увольнения со службы в органах наркоконтроля не издавалось, в связи с чем не имеется оснований для взыскания в пользу истца денежного довольствия за спорный период с 01 июня по <дата>.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Ликвидационной комиссии УФСКН России по Республике Дагестан об изменении даты его увольнения из органов наркоконтроля на <дата>, изменении даты увольнения в записи в трудовой книжке, включении периода с <дата> по <дата> в выслугу лет для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет, взыскании заработной платы за период с <дата> до <дата> с индексацией, компенсации морального вреда, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан о признании незаконным приказа УФСКН по Республике Дагестан от <дата> № в части определения даты увольнения ФИО1, с возложением обязанности на ответчика внести изменения в приказ от <дата> №-нлс в части даты увольнения на <дата>, изменении записи в трудовой книжке в части даты увольнения, включении периода с <дата> по <дата> в выслугу лет для назначения пенсии и выплаты процентной надбавки за выслугу лет, взыскании с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 денежного довольствия за 41 день (время вынужденного прогула не по вине сотрудника до <дата>) в размере 107 162 рубля, взыскании с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 процентов за каждый день просрочки выплаты денежного довольствия в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а именно с <дата> по день исполнения решения суда, взыскании с Управления ФСКН России по Республике Дагестан в лице ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Дагестан в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И.Д.Августина