Судья Рожкова О.В.
Дело № 33-5263 А
23.06.2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Петуховой Е.В. и Пьянкова Д.А.,
при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24.03.2014 г., которым постановлено:
«Обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Амирову Т.С. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района города Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.»
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., объяснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., третьего лица Амировой Е.С., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего Амирова Т.С. /дата рождения/, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми (далее - Департамент) и Орджоникидзевскому отделу образования администрации г. Перми о возложении обязанности по предоставлению ему места в дошкольном образовательном учреждении на территории Орджоникидзевского района. Требование мотивировал тем, что Департамент обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая выбрана родителями ребенка, в том числе и путем посещения образовательного учреждения. Однако место в дошкольном учреждении несовершеннолетнему Амирову Т.С. предоставлено не было.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Пермякова Е.А. настаивала на удовлетворении требования.
Представитель Департамента Барнякова М.Г. иск не признала.
Третье лицо Амирова Е.С. поддержала требование прокурора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда. Комплектование детских учреждений осуществляется по регистру детей по дате рождения. Вывод суда о том, что очередность предоставления места не должна учитываться, является неправильным. Они направляли матери ребенка письмо о возможности получения путевки в детский сад № ** на территории Свердловского района и детский сад № ** на территории Кировского района, что свидетельствует об исполнении им своих обязанностей. Законодательством не предусмотрена обязанность по предоставлению ребенку места в конкретном дошкольном учреждении по указанию родителей. Суд не исследовал вопрос о доступности детского сада и наличии возможности прямого транспортного сообщения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора Орджоникидзевского района г. Перми, суд исходил из того, что несовершеннолетний Амиров Т.С., имея право на получение бесплатного дошкольного образования, не обеспечен местом в детском дошкольном учреждении. То есть суд сделал вывод о том, на день рассмотрения дела нарушено подлежащее судебной защите право несовершеннолетнего Амирова Т. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Так, согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч.3 ст.5 ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Как предусмотрено ч.1 ст.67 указанного Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В силу п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.При этом правильной является и ссылка суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, согласно которой государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г. № 599 Правительству Российской Федерации поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий права несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования, не содержит каких-либо ограничений на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Довод апелляционной жалобы Департамента о том, что Амировой Е.С. были предложены путевки для устройства ее сына в детский сад № ** и в детский сад № **, не влечет за собой необходимость отмены решения суда. Данное предложение последовало только после обращения прокурора в суд с исковым заявлением. Какие-либо меры по обеспечению несовершеннолетнего Амирова Т.С. местом в дошкольном учреждении до обращения с иском в суд ответчиком не предпринимались.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства -обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В качестве полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов законом названа организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Учитывая территориальное расположение города Перми, имеющего на своей территории семь районов и протяженность около 70 километров, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение Амирова Т.С. местом в дошкольном учреждении именно в Орджоникидзевском районе, где он проживает, будет соответствовать требованию территориальной доступности. Орджоникидзевский район расположен на значительном расстоянии до центра города, и на еще большем расстоянии до Кировского района, который располагается в противоположной части города. Значительным является расстояние и между Орджоникидзевским районом и детским садом №**, располагающемся в микрорайоне **** Свердловского района города.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента образования администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 24.03.2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: