Решение по делу № 33-304/2012 от 24.04.2012

**

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 15 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Соскал О.М.,

судей Дамдын Л.Д., Канзая А.А.,

при секретаре Салчак А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Маныхая А.Б. к мэрии г. Кызыла, Департаменту по образованию мэрии г. Кызыла об обязывании предоставить несовершеннолетнему ребенку доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе представителя мэрии города Кызыла Ондар У.Ш. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Маныхая А.Б. обратилась в суд с иском к мэрии города Кызыла, Департаменту по образованию мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее МДОУ), указывая на то, что ее сын О. состоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении **. На данный момент ее сыну уже исполнилось **, однако он до сих пор лишен возможности посещать МДОУ в нарушение ст. ст. 2, 18 «Конвенции о правах ребенка», приложения № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека», ст. ст. 17, 19, 43 Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании». Просит обязать мэрию г.Кызыла предоставить ее сыну О., доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ г. Кызыла, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2012 года исковые требования Маныхая А.Б. к мэрии г. Кызыла удовлетворены частично. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла для ребенка О. в течении месяца со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении иска Маныхая А.Б. к Департаменту по образованию мэрии г.Кызыла отказано.

Представитель мэрии г. Кызыла Ондар У.Ш. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что удовлетворение исковых требований в отношении ребенка, состоящего в общей очереди, повлечет нарушение прав лиц, имеющих право на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке. Кроме того, обязав мэрию г. Кызыла предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении, суд решил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно МДОУ г. Кызыла.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сын истицы О. состоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении, зарегистрирован в журнале регистрации для детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное устройство в МДОУ г. Кызыла под номером **, до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ему не предоставлено.

Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что мэрией города Кызыла обязанность по обеспечению ребёнка истца местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено его конституционное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование, и правильно возложил на мэрию города Кызыла указанную обязанность.

Довод апелляционной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований в отношении ребенка, состоящего в общей очереди, повлечет нарушение прав лиц, имеющих право на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке, является необоснованным, так как действующим федеральным законодательством обеспечение свободного доступа к бесплатному дошкольному образованию не ставится в зависимость от наличия лиц, обладающих правом на устройство в дошкольные образовательные учреждения в первоочередном и внеочередном порядке.

Отказывая истице в удовлетворении требований к Департаменту по образованию мэрии г. Кызыла, суд первой инстанции правомерно указывает, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п/п. 2 п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является обязанностью органов местного самоуправления городского округа. Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 28 Устава г. Кызыла мэрия г. Кызыла является исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва». Наличие у мэрии г. Кызыла Департамента по образованию и молодежной политике, который занимается комплектованием муниципальных дошкольных образовательных учреждений, не является основанием для освобождения мэрии г. Кызыла от обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Довод жалобы о том, что суд решил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла, не является основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку не влияет на его существо. Кроме того, муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Кызыла вправе сами обратиться в суд для защиты нарушенных прав способами, предусмотренными законодательством.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 мая 2012 года.

Председательствующий

Судьи

33-304/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
15.05.2012Судебное заседание
17.05.2012Дело сдано в канцелярию
17.05.2012Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее