Дело №2-2131/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года
Чайковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Козловой О.Ф.,
при секретаре Михайловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском гражданское дело по иску Поварницыной Г.А. к акционерному обществу «ОТП Банк» о защите прав потребителя
у с т а н о в и л:
Поварницына Г.А. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «ОТП Банк» о защите прав потребителя, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Банком заключен кредитный договор №, часть положений которого являются недействительными, ее требование о расторжении договора оставлено Банком без удовлетворения.
В обоснование иска привела доводы о неисполнении Банком требований Закона в части информирования заемщика о полной сумме, подлежащей выплате, сумме процентов в рублях, сумме комиссий в рублях за открытие и ведение ссудного счета, отсутствии у нее возможности повлиять на содержание договора, который является типовым, включении в договор условия очередности погашения ежемесячного платежа, отличной от установленной ст. 319 ГК РФ, которое, по ее мнению, является недействительным. Действиями Банка нарушены ее права потребителя, ответчиком умышленно списываются денежные средства в счет уплаты комиссий и пр., чем ей причинен моральный вред. Она просит расторгнуть кредитный договор, признать недействительными пункты договора в части установления очередности погашения задолженности, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным дело рассмотреть без их участия.
Иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договоры могут влечь юридические последствия в виде возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.
В силу пунктов 1,4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1).
В соответствии с п.1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу положений ст. 12 ГК РФ является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности.
В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
По правилам п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно положениям статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2).
Статьей 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (пункт 1).
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4).
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «ОТП Банк» и Поварницыной Г.А. заключен кредитный договор №, по которому Банк предоставил заемщику кредит в размере <данные изъяты> под 31,9 % годовых на срок 24 месяца.
Принцип свободы договора означает возможность для участников гражданских правоотношений по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в договорные отношения с другими участниками и определять условия таких отношений.
Доказательств заключения кредитного договора в стандартной форме с типовыми условиями, равно как и доказательств совершения действий, направленных на внесение изменений в условия кредитного договора, которые не были бы приняты Банком, истцом не представлено.
Вопреки доводам Поварницыной Г.А. информация о подлежащих выплате суммах основного долга, процентов и оплаты дополнительных услуг имеется в графике платежей по кредитному договору.
Условия кредитного договора, устанавливающие очередность погашения ежемесячного платежа, отличную от установленной статьей 319 ГК РФ, недействительными не являются, поскольку к правоотношениям по распределению поступающих от заемщика денежных средств применяются положения Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", а не правила ст. 319 Гражданского кодекса Российской Федерации, как на это указывает Поварницына Г.А. Учитывая императивный характер ч. 20 ст. 5 упомянутого закона, правовые основания для включения в кредитные договоры условий, изменяющих установленную очередность, вообще отсутствуют.
Доводы истца о нарушении ответчиком ее прав посредством списания денежных средств в счет уплаты комиссий и прочих платежей в нарушение установленной законом очередности допустимыми доказательствами не подтверждены. Поварницына Г.А. документов о фактическом погашении долга и уплате процентов по договору не представляет, когда именно и какие конкретно нарушения были допущены ответчиком, не поясняет.
Оценивая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что получение кредита и принятие обязательств по нему явилось добровольным волеизъявлением сторон, каких-либо нарушений прав потребителя, в том числе применительно к заключению договоров в типовой форме, не допущено. Оснований для признания недействительными оспариваемых условий договора не имеется.
Учитывая, что Поварницыной Г.А. не представлены доказательства существенного нарушения ответчиком обязательств по договору, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для его расторжения.
При отсутствии со стороны ответчика нарушений прав заемщика, которые могли причинить физические и /или нравственные страдания истцу как потребителю, суд находит безосновательными требования Поварницыной Г.А. и в части компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 193, 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: