Дело № 3-1/2013
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2013 года город Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего: Козырь Е.Н.
при секретаре: Кушу Э.Э.
с участием прокурора: Мугу А.Х.
заявителя: ФИО3, представляющего и интересы ФИО2, представителей заинтересованного лица Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея – Хуажевой О.Р. по доверенности от 13.02.2013 года № 136, Комисаренко Олега Сергеевича по доверенности от 13.02.2013 года № 137, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО2 и ФИО3 об оспаривании нормативного правого акта органа государственной власти,
установила:
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 167-П от 30.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования « Город Майкоп» утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях и по отоплению на общедомовые нужды. Приложением № 1. к п.2 указанного Приказа установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, вступают в силу с 1 января 2013 года. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вранцева Т.А. и Чернопятов В.Н. обратились в Верховный суд Республики Адыгея с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти. Просят признать незаконными и не подлежащими применению утвержденные приказом № 167-П от 30.08.2012 г. Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (п.п.1 приказа) нормативы по отоплению в жилых помещениях и по отоплению на общедомовые нужды ( Приложение № 1 к приказу); обязать Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея отменить приказ № 167-П от 30.08.2012 г. в части, касающейся нормативов по отоплению, и дополнить его название – при отсутствии приборов учета.
Заявители указали, что 08 сентября 2012 года в Республиканской газете «Советская Адыгея» № 172 был опубликован приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 августа 2012 года № 167-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, на территории муниципального образования «Город Майкоп», согласно которому на основания решения коллегии Управления цен от 21 августа 2012 года протоколом № 57 были согласно никем не подписанного приложения № 1 к вышеуказанному приказу утверждены для МО «Город Майкоп» нормативы для отопления в жилых помещениях и на общедомовые нужды в отопительный период, в том числе для многоквартирных домов или жилых домов до 1999 года постройки включительно в размере 0,020 гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном или жилом домах в месяц, для отопления жилых помещений и 0,020 гкал на 1 кв. м. общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц, для отопления на общедомовые нужды.
Согласно п. 2 приказа № 167-п от 30.8.2012 года нормативы, в том числе по отоплению, вступают в силу с 01.01.2013 года, а п. 3 приказа гласит, что сам приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заявители полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ст.157 ЖК РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается (при отсутствии приборов учета) исходя из нормативов потребления, по тарифам за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ; и постановлениям Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, от 23 мая 2006 года № 306, от 06 мая 2011г. № 354, поскольку часть показателей, примененных Управлением цен при утверждении норматива по отоплению, применены неправомерно, что в конечном итоге повлияло на утвержденный норматив по отоплению.
По мнению заявителей, пункты 1,2 обжалуемого приказа создают угрозу нарушения прав Вранцевой Т.А., поскольку «величина утвержденного Управлением норматива завышена, а значит увеличивается и исчисленный в соответствии с установленным на момент применения обжалуемого приказа размер платы за коммунальную услугу - отопление».
Заявитель Вранцева Т.А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о представлении ее интересов Чернопятовым В.Н.
Заявитель Чернопятов В.Н. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представители заинтересованного лица - Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея – Хуажева О.Р.,, Комисаренко О. С. возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258) (далее – Правил), от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 июля 2010 года № 133 «О некоторых вопросах Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея», по инициативе Управления установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории муниципального образования «Город Майкоп» были утверждены приказом Управления от 30.08.2012 № 167-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования «Город Майкоп», в котором в соответствии с п. 6 ст. 36 Закона Республики Адыгея от 9.10.1998 № 92 «О нормативных и иных правовых актах» обусловлен порядок введения нормативов в действие (с 01.01.2013 год). В соответствии со ст. 36 указанного Закона Республики Адыгея приказ опубликован в установленные сроки.
Порядок установления начала отопительного периода определен п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В дополнение к изложенным доводам пояснили, что постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.09.2012 № 194 «О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению» установлен порядок расчета размера платы за отопление, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. Управлением внесены изменения в приказ Управления от 30 августа 2012 года № 167 -п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования «Город Майкоп», согласно которым норматив потребления коммунальной услуги отопления подлежит применению с 1 января 2015 года.
Полагали, что в настоящий момент оспариваемая заявителем часть нормативного правового акта Управления является фактически не действующей и не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Потребности в разрешении спора о законности приказа по существу отсутствуют, в связи с чем заявили ходатайство о прекращении производства по делу.
Прокурором – заместителем начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Адыгея Мугу А.Х. в судебном заседании было дано заключение о том, что, с учетом представленных сторонами суду материалов, производство по делу может быть прекращено, поскольку п.п.1,2 оспариваемого Приказа в прежней редакции не применяется и не порождает правовых последствий.
Выслушав мнение заявителя Чернопятова В.Н., возражавшего против заявленного ходатайства, изучив доводы представителей заинтересованного лица - Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, заключение прокурора, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит, что ходатайство подлежит удовлетворению.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в главе 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на момент их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Из представленной в судебное заседание копии документа-Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея №12 от 4 февраля 2013 года следует, что внесены изменения в пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея №194 от 14 сентября 2012 года « О применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению». П.1 изложен в следующей редакции: «Применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с последующими изменениями и дополнениями), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. Данный расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению утрачивает силу с 1 января 2015 года ( Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857).
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативного правового акта Управления, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.09.2012 г. № 194 на момент рассмотрения судом гражданского дела по заявлению Вранцевой Т.А. и Чернопятова В.Н. Приказом от 19 февраля 2013 г. N 22-п внесены изменения в Приказ № 167-п от 30.08.2012г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования « Город Майкоп».
Установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные подпунктом 1 пункта 1 настоящего приказа вступают в силу со дня применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354.
Данный приказ 21 февраля 2013 года размещен на официальном сайте Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, в адрес республиканской газеты « Советская Адыгея» 19 февраля 2013 года за №161 приказ № 22-п от 19 февраля 2013 года направлен для опубликования и информирования граждан.
Согласно разъяснений, обозначенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», целью официального опубликования нормативно-правового акта является возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Из представленных Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея доказательств: распечатки с сайта Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, копии сопроводительного письма в редакцию газеты «Советская Адыгея» следует, что у заинтересованных лиц имеется возможность ознакомиться с текстом приказа от 19 февраля 2013 г. N 22-п, которым внесены изменения в обжалуемый Приказ № 167-п от 30.08.2012г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории муниципального образования « Город Майкоп». При таких обстоятельствах суд не может признать нарушенным порядок его опубликования.
Из сообщения директора филиала ОАО «АТЭК» « Майкопские тепловые сети» следует, что начисление платы по отоплению за январь 2013 года и по настоящее время, теплоснабжающая организация производит в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.09.2012 г.№ 194 « О применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению» в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 04.02.2013 года, с применением норматива потребления по отоплению, утвержденного Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 02.11.2007 г.№ 757 « О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения населением в муниципальном образовании « Город Майкоп».
Таким образом, на момент рассмотрения судом заявления Вранцевой Т.Н. и Чернопятова В.Н. обжалуемый правовой акт в прежней редакции не применяется, его действие фактически прекращено. Правовые акты, действие которых прекращено, основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут.
Согласно абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, в соответствии со статьей 220 ГПК РФ, частью 1 статьи 134 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению, если правовой акт или его часть утратил силу или не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо охраняемых законом прав.
При обращении в Верховный Суд Республики Адыгея с заявлением об оспаривании нормативного правового акта ФИО2 оплатила государственную пошлину в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 220, 224, 225 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Адыгея
определил:
Производство по делу по заявлению Вранцевой Т.А и Чернопятова В.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству, незаконными и не подлежащими применению утвержденные приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея № 167-П от 30.08.2012 г. (п.п.1 приказа) нормативы по отоплению в жилых помещениях и по отоплению на общедомовые нужды ( Приложение № 1 к приказу) и обязании Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея отменить приказ № 167-П от 30.08.2012 г. в части, касающейся нормативов по отоплению и дополнении названия приказа – при отсутствии приборов учета, прекратить.
Обязать налоговые органы по месту жительства заявителя возвратить Вранцевой Т.А. государственную пошлину в размере 200 рублей (двести рублей), уплаченную ею при подаче заявления согласно квитанции от 13 ноября 2012 г.
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея
Е.Н.Козырь