Судья Зыбунова Е.В. Дело №33-15433/2016
Учёт №024г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Нурмиева М.М. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Шамгунова И.В. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Шамгунова И.В. к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, признании незаконным решения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Шамгунова И.В. – Миссингер Ю.С., поддержавшей доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Усманова Н.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамгунов И.В. обратился к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - Минобрнауки РТ) с иском о признании лицом, оставшимся без попечения родителей, признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - Список). В обоснование иска указано, что истец родился <дата>. Решением Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 17 мая 2006 года отец истца Ш. был лишён родительских прав в его отношении. В 2001 году мать истца Р. начала терять зрение, в связи с чем в 2006 году истец был передан на попечение бабушки М.. В настоящее время истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу Республика Татарстан, <адрес> Общая площадь квартиры составляет
27,57 кв.м; собственником второй доли является его мать Р. Вселение истца в указанное жилое помещение невозможно, поскольку принадлежащая ему доля меньше учётной нормы. Истец является студентом очного отделения Альметьевского государственного института муниципальной службы. Шамгунов И.В. обратился к ответчику с заявлением о включении в Список, однако решением №.... от 04 февраля
2015 года в удовлетворении заявления ему было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Не соглашаясь с названным решением ответчика, истец просил признать его лицом, оставшимся без попечения родителей, признать указанное решение №.... от 04 февраля 2015 года незаконным, включить истца в Список, сформированный с 2006 по 2012 год.
Истец Шамгунов И.В. в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика Минобрнауки РТ Зайнуллин А.Р. в суде первой инстанции иск не признал.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Шамгунов И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В жалобе со ссылкой на положения Семейного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве» выражается мнение о том, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на включение в Список. Апеллянт полагает, что вывод суда первой инстанции о его постоянном проживании с матерью не подтверждён какими-либо доказательствами. Податель жалобы отмечает, что факт его нахождения на попечении бабушки и проживания вместе с ней подтверждён материалами дела, а также органами опеки и попечительства. Также в жалобе отмечается, что исполнительный комитет Муслюмовского муниципального района признал право истца на включение в Список.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Согласно положениям пп. 3 п. 4 ст. 8 того же Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года №312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от
12 января 2013 года №8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
По делу установлено, что истец Шамгунов И.В. родился <дата>.
Вступившим в законную силу решением Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 17 мая 2006 года отец истца Ш. был лишён родительских прав в его отношении.
<дата> Ш. умер.
Из справки от 14 июня 2007 года следует, что мать истца Р. является инвалидом <данные изъяты>; инвалидность установлена бессрочно.
Постановлением главы Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан от 20 июня 2006 года в связи с лишением Ш.. родительских прав и заболеванием Р. истец был передан под опеку бабушке – М.
Из копии свидетельства о регистрации права от 22 октября 2013 года следует, что истец и его мать Р.. в равных долях являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу Республика Татарстан, <адрес> Общая площадь квартиры составляет 27,57 кв.м.
Заключением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан от
22 ноября 2013 года возвращение Шамгунова И.В. в закрепленное за ним жилое помещение по адресу <адрес> было признано невозможным в связи с тем, что принадлежащая ему доля в праве собственности на указанное жилое помещение меньше учётной нормы.
Распоряжением исполнительного комитета Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан от 26 декабря 2013 года истец был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список.
Решением №.... от 04 февраля 2015 года в удовлетворении заявления истцу было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Шамгунов И.В. не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Суд первой инстанции указал, что истец постоянно проживает с матерью и на момент достижения восемнадцатилетнего возраста не остался без попечения родителей.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу положений ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей названного Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Определяя статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель не ограничивает перечень причин, по которым лицо осталось без попечения родителей. Тяжёлое заболевание единственного родителя, в силу которого последний объективно не имел возможности заботиться о ребёнке, также может служить основанием для признания такого ребёнка по достижении им совершеннолетия лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о недоказанности вывода суда первой инстанции о том, что истец до совершеннолетия проживал с матерью и находился под её опекой. Напротив, указанный вывод опровергается, в частности, фактом передачи истца на попечение М., а также справкой отдела опеки и попечительства исполнительного комитета Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан от 19 июня 2012 года, из которой следует, что Шамгунов И.В. воспитывался в опекунской семье М. Сам по себе факт регистрации истца в квартире, сособственником которой он является, не свидетельствует о том, что до достижения совершеннолетия он проживал с матерью и находился под её опекой.
Ответчиком не оспаривалось, что на момент рассмотрения дела истец является студентом очного отделения Альметьевского государственного института муниципальной службы.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о включении его в Список не имелось, в связи с чем оспариваемое решение суда подлежит отмене.
При этом судебная коллегия полагает, что иск Шамгунова И.В. подлежит частичному удовлетворению.
Как указывалось выше, истец просил включить его в Список, сформированный с 2006 по 2012 год.
Вместе с тем, как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление жилого помещения указанной категории лиц, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В силу положений ч. 8 ст. 2 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013года №8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» решение о включении либо об отказе во включении в Список должно быть принято уполномоченным органом не позднее 30 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Соответственно, истец должен быть включён в Список с момента его обращения в уполномоченный орган. Судебная коллегия отмечает, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель истца пояснила, что просит поставить истца на учёт с момента его обращения к ответчику.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 20 ноября 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Шамгунова И.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан №.... от 04 февраля 2015 года в части отказа в удовлетворении заявления Шамгунова И.В. о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность включить Шамгунова И.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи: