Решение по делу № 2-314/2015 от 17.03.2015

дело № 2-314/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 24 марта 2015 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Тимяковой И.И.,

с участием заявителя Баскаковой Л.А., ее представителя Максимовой Л.С., действующей на основании доверенности <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ г.,

заинтересованных лиц Рыжовой О.Л., Салдеевой Ф.И. и Михайловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баскаковой <данные изъяты> о признании заключения межведомственной комиссии незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать заключение Межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу о признании жилого <адрес> РМЭ пригодным для постоянного проживания от 16 января 2015 г. незаконным; обязать межведомственную комиссию вынести решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований указала, что жилой дом, расположенный по адресу: РМЭ, <адрес>, в котором находится принадлежащая заявителю <адрес> в котором она зарегистрирована по месту жительства, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, поэтому заявитель не имеет возможности проживать в этой квартире. 30 декабря 2014 г. Баскакова Л.А. обратилась с заявлением в администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» с просьбой назначить межведомственную комиссию для осмотра дома на пригодность проживания в нем. По результатам обследования межведомственная комиссия признала указанный жилой дом пригодным для проживания. Полагая заключение межведомственной комиссии незаконным, заявитель ссылается на заключение эксперта по оценке состояния жилого помещения, согласно которому износ помещения составил 72,44%, что свидетельствует о его аварийном состоянии. При вынесении оспариваемого решения допущены нарушения предусмотренного законом порядка признания жилого помещения пригодным для проживания, которые заявитель просит устранить посредством возложения на межведомственную комиссию обязанности вынести решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В суде заявитель Баскакова Л.А., ее представитель Максимова Л.С. заявленные требования поддержали, пояснили, что при осмотре жилого помещения присутствовали не все члены комиссии, измерения не производились, специальные приборы и оборудование не использовались, заключение сделано на основе только визуального осмотра жилого дома.

Явившиеся в суд заинтересованные лица Рыжова О.Л., Салдеева Ф.И. и Михайлова М.А. требования Баскаковой Л.А. поддержали, пояснили, что жилой дом, в котором расположены принадлежащие им квартиры, находится в таком ветхом состоянии, что дальнейшее проживание в нем создает опасность жизни и здоровья граждан: полы и оконные рамы прогнили, потолок протекает, фундамент просел, стены, деревянные лестницы в доме накренились, печи покрыты трещинами, дымят, в подвале постоянно стоит вода.

Заинтересованные лица администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и Межведомственная комиссия при администрации в суд своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены. Администрация МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в отзыве на заявленные Баскаковой Л.А. требования указала, что заявитель вправе повторно обратиться в межведомственную комиссию, представив заключение по результатам исследования технического состояния конструктивных элементов многоквартирного жилого дома.

Заинтересованное лицо Иванов Д.С. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявленных требований в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрение в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому межведомственная комиссия рассматривает поступившие заявления или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, и принимает одно из решений (в виде заключения), предусмотренных Положением.

В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания перечислены в пунктах 33-40 названного Положения.

Пунктами 42-52 данного Положения регламентирован порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а именно комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в частности включает составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения, а также принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

Согласно п. 47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение.

Пункт 52 указанного Положения предусматривает возможность обжалования решения соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Баскакова Л.А. совместно с Ивановым Д.С. являются собственниками (по ?) квартиры площадью 41,3 кв.м, расположенной по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>. В указанном жилом помещении заявитель зарегистрирована по месту жительства. Квартира расположена на втором этаже многоквартирного (4-квартирного) деревянного жилого дома 1905 года постройки.

30 декабря 2014 г. Баскакова Л.А. обратилась в администрацию МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с просьбой назначить межведомственную комиссию для осмотра дома на пригодность проживания в нем. 16 января 2015 г. Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением мэра города Козьмодемьянска от 01 февраля 2006 г. № 37-р, на основании заявления Баскаковой Л.А. проведено обследование спорного жилого помещения, по результатам которого установлено, что двухэтажный деревянный частично благоустроенный жилой дом 1905 года постройки; фундамент дома кирпичный в удовлетворительном состоянии; венцы правого нижнего угла дома со стороны двора сгнили, бревна расходятся; внутренние перегородки в удовлетворительном состоянии; кровля дома шиферная местами протекает; оконные проемы, рамы местами подвержены гниению, наблюдается незначительная деформация, дверные проемы в удовлетворительном состоянии; полы в доме в удовлетворительном состоянии, местами имеют незначительный уклон; несущие балки и переводы в удовлетворительном состоянии; печи дымят, имеют трещины; крыльцо подвержено гниению, веранда и лестница на второй этаж подвержены гниению имеют уклон от дома, крыша протекает.

Комиссией рекомендовано для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания провести ремонт кровли крыши, веранды и лестницы на второй этаж, крылец и печей; осуществить замену сгнивших венцов; сделать отмостку.

Заключением Межведомственной комиссии при администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 04 от 16 января 2015 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания, требующим проведения ремонта.

Оспаривая законность заключения межведомственной комиссии, заявитель ссылается на нарушение требований Положения при даче межведомственной комиссией 16 января 2015 г. указанного заключения.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (п. 44).

Комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции <адрес>, сочла, что требуется ремонт кровли, крыши, веранды и лестницы на второй этаж, рекомендовала осуществить замену сгнивших венцов и сделать отмостку.

Однако из представленных суду документов и объяснений участников судебного разбирательства установлено, что процедура оценки состояния принадлежащего заявителю жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями № 1 и № 2 к Положению.

Так, акт обследования не содержит описания выявленных несоответствий установленным требованиям с указанием фактических значений, а также оценки результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований.

Кроме того, заявитель в обоснование требований ссылается на заключение эксперта ООО «Инновационные строительные материалы», составленного 02 марта 2015 г. по результатам исследования технического состояния основных конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РМЭ, <адрес>, согласно которому несущие и ограждающие конструкции жилого помещения не отвечают требованиям, указанным в п.п. 10,12 раздела 2 и п. 33 раздела 3 Положения, имеют дефекты, приводящие к нарушению работоспособности конструкций, снижению надежности жилого помещения, снижению уровня безопасности пребывания граждан и сохранности инженерного оборудования.

При этом экспертом дополнительно выявлены вредные факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом (более 70%) в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Выводы, изложенные в заключении эксперта, в ходе судебного разбирательства заинтересованными лицами не опровергнуты. При том, что в силу положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого заключения возлагается на принявший его орган.

К материалам дела не были приобщены документы, в том числе заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), из которых было бы видно, что неявленные в ходе обследования дефекты в техническом состоянии наружных стен, кровли, полов, печей соответствует требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», что выявленные факты гниения бревен наружной стены дома, крыльца, веранды и лестницы соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

Из представленных суду документов и объяснений заявителя установлено, что осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, в связи с чем суд пришел к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям. Без выполнения указанных требований сделанное межведомственной комиссией заключение о пригодности для проживания принадлежащего заявителю жилого помещения является преждевременным.

Вывод межведомственной комиссии о возможности проведения ремонта дома не подтверждается ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом, в связи с чем суд полагает его необоснованным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания заключения Межведомственной комиссии при администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» № 04 от 16 января 2015 г. о пригодности для проживания жилого дома по адресу: <адрес> незаконным.

В то же время, в случае признания незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято по результатам проведенного комиссией обследования.

В связи с этим суд принимает во внимание, что в соответствии ст. 14 ЖК РФ, п.7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, и с учетом разъяснений в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.04.2014, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, а суд лишь проверяет законность принятого решения либо действия (бездействие) межведомственной комиссии.

Учитывая конституционный принцип разделения исполнительной и судебной власти, суд не вправе подменять орган исполнительной власти и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органа исполнительной власти.

Таким образом, основания для удовлетворения требований Баскаковой Л.А. о возложении на межведомственную комиссию обязанности вынести решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что по делам, возникающим из публичных отношений суд не связан заявлением в части способа устранения нарушений при признании действий или бездействий незаконными. Признание заключения межведомственной комиссии при администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 16 января 2015 г. № 04 незаконным означает, что заявление Баскаковой Л.А. об осмотре дома на пригодность проживания в нем подлежит повторному рассмотрению. В связи с этим, исходя из требований ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, предусматривающих принятие судом решения об обязанности заинтересованных лиц устранить допущенное нарушение прав гражданина, суд полагает необходимым обязать межведомственную комиссию повторно рассмотреть обращение Баскаковой Л.А. по вопросу признания ее жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Баскаковой <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать заключение № 04 от 16 января 2015 г. Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением мэра г. Козьмодемьянска, о признании жилого <адрес> пригодным для постоянного проживания незаконным.

Обязать межведомственную комиссию повторно рассмотреть обращение Баскаковой Л.А. по вопросу признания жилого помещения, расположенного в доме по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, непригодным для проживания в соответствии с действующим законодательством в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.Г. Шахова

решение принято в окончательной форме 26 марта 2015 г.

2-314/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Баскакова Л.А.
Другие
Михайлова М.А.
Иванов Д.С.
Сальдеева Ф.И.
Администрация ГО "Город Козьмодемьянск"
Межведомственная комиссия по оценке
Рыжова О.Л.
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
17.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2015Передача материалов судье
17.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2015Дело оформлено
06.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015Дело передано в архив
24.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее