Судья ФИО2 дело № 33-8020/14
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ05 июня 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.,
судей Ткачевой А.А.,
Свистун Т.К.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Багиеве Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ЧЕРЧАГА С.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 января 2014 года,
УСТАНОВИЛА:Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1. обратился с иском к Администрации ГО г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указал, что с дата по дата ФИО1 воспитывался в ... и находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ним не закреплялось. Мать ФИО1 лишена родительских прав. Сведения об отце записаны на основании заявления матери ребенка. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы от дата № №... ФИО1 принят на учет в качестве в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма. ФИО1 своего жилья не имеет, зарегистрирован по месту нахождения детского дома. В настоящее время обучается в .... Просит обязать Администрацию городского округа г. Уфа, Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа предоставить ФИО1, дата г.р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Вышеприведенным решением суда исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Администрации ГО г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
В остальной части исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказал.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с 1 января 2013 года в связи с изменениями законодательства подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Податель жалобы считает, что правовых оснований для вынесения решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке не имелось, поскольку на ФИО1, не реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года, не распространяются положения ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложенной в новой редакции согласно Федеральному закону N15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Муратову Е.М., прокурора Муратову Е.М., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из требований ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение не в полной мере соответствует указанным требованиям.
Судом установлено, что ФИО1, родился дата, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, мать - ФИО6 решением Калининского районного суда г. Уфы от дата лишена родительских прав.
ФИО1 находился на полном государственном обеспечении и проживал в адрес с дата по дата. С дата по дата воспитывался в .... С дата ФИО1 воспитывался в адрес и находился на полном государственном обеспечении, как оставшийся без попечения родителей.
Согласно справке от дата ФИО1 обучается на ... курсе очного отделения ....
Согласно справке от дата ФИО1 является инвалидом.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ №... от дата ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма для обеспечения жилым помещением вне очереди.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирован по адресу: адрес не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, однако он не обеспечен жилым помещением.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности Администрации городского округа г. Уфа РБ обеспечить ФИО1 жилым помещением во внеочередном порядке по договору социального найма, в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м.
Не оспаривая правильности выводов суда о том, что обязанность обеспечения ФИО1 жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа г. Уфа РБ, с учетом Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», судебная коллегия не может согласиться со следующим.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное выше судом первой инстанции учтено не было, что повлекло за собой вынесение в части разрешения спора к ответчику Администрации ГО г.Уфа РБ незаконного судебного постановления.
Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение суда в этой части подлежат отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия полагает возможным оставить без изменения решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в остальной части решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым: обязать обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 января 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Администрации Орджоникидзевского района г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставить без изменения.
В остальной части то же решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым:
обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий: Черчага С.В.
Судьи: Ткачева А.А.
Свистун Т.К.