Дело № 2-5803/2016 12 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ягубкиной О.В.,
при секретаре Светлаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт- Петербурга к Тарасовой А. С. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт- Петербурга обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств в связи с переплатой пенсии, указав, что Тарасова А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца на основании п.1 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 26 апреля 2013 года Тарасовой А.С. назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца на период обучения по очной форме в ФГБОУ ВПО «Российский государственный институт сценических искусств». Поскольку право на получение пенсии по случаю потери кормильца после достижения 18-лет обладают лица, обучающиеся по очной форме обучения, за период с 01 сентября 2015 года по 30 июня 2016 года ответчиком без законных на то оснований получены денежные средства в размере 88 641 рубль 45 копеек, в счет выплаты пенсии по случаю потери кормильца, которые истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании представитель истца по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности, в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении иска Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт- Петербурга.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 этого же ФЗ установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Тарасова А.С., 1994 года рождения, на основании ее заявления и справки б/н от 26 марта 2013 года, выданной ФГБОУВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства» о зачислении Тарасовой А.С. на 2 курс по очной форме обучения, являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца. За период с 01 сентября 2015 года по 30 июня 2016 года Тарасовой А.С. получена пенсия по случаю потери кормильца в размере 88 641 рубль 45 копеек.
После получения истцом из ФГБОУВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства» сведений о том, что Тарасова А.С. на основании приказа о переводе на очно-заочную форму обучения, за счет средств федерального бюджета № 235-с от 12 августа 2015 года, обучается по очно-заочной форме обучения (л.д. 14-15), Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт- Петербурга принято решение от 04 июля 2016 года о прекращении выплаты пенсии (л.д.17).
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Положения ст. 1109 Гражданского кодекса РФ предусматривают случаи неосновательного обогащения, не подлежащего возврату, к ним отнесены заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Между тем, доказательств наличия недобросовестности ответчика Тарасовой А.С., совершения последней умышленных виновных действий, повлекших излишнюю выплату пенсии по потери кормильца в спорный период, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, суду не представлено, что исключает ее возврат в судебном порядке.
Кроме того, из представленной в материалы настоящего дела, справки ФГБОУВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства» от 08 декабря 2016 года за № 642, следует, что Тарасова А.С., 1994 года рождения, при обучении в период с 01 сентября 2015 года по 30 июня 2016 года на 5 курсе по основной образовательной программе подготовки специалиста по специальности 55.05.04 «продюсерство» продюсерского факультета в ФГБОУВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства», по очно-заочной форме обучения на бюджетной основе (за счет средств федерального бюджета) имела аудиторскую нагрузку в объеме очной формы обучения. Фактически Тарасова А.С. продолжала обучение по очной форме, посещая учебные занятия в дневное время и проходя все виды аттестации с группой студентов очной формы обучения (л.д. 115).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Тарасова А.С. в спорный период фактически продолжала обучение по очной форме обучения, при одновременном отсутствии с ее стороны признаков недобросовестности при получении пенсии по случаю потери кормильца, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт- Петербурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья