<данные изъяты> № 2-792/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 14 октября 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Малышевой Н.Ю.,
с участием истца Этюева М.И., его представителя адвоката Ермолаевой Л.В., действующего по ордеру АП № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонного) Рипановой М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Этюева <данные изъяты> к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Этюев М.И. обратилась в суд с уточненным впоследствии иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Горномарийском районе Республики Марий Эл, просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды службы в армии с 11 мая 1981 г. по 14 июня 1983 г., работы в должности учителя ОБЖ по совместительству в <данные изъяты> Горномарийского района РМЭ с 01 января 2001 г. по 01 октября 2002 г., работы по совместительству в должности учителя физкультуры в МБОУ «<данные изъяты>» с 01 сентября 2011 г. по 23 января 2012 г., работы в должности тренера-преподавателя <адрес>ной <данные изъяты> с 02 октября 2002 г. по 31 августа 2011 г., с 24 января 2012 г. по 21 февраля 2012 г., признать незаконным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Горномарийском районе Республики Марий Эл в назначении Этюеву М.И. досрочной трудовой пенсии и возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 25 сентября 2014 г. В обоснование иска указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Горномарийском районе Республики Марий Эл от 22 октября 2016 г. Этюеву М.И. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с педагогической деятельностью, из специального стажа исключены, в том числе вышеуказанные периоды. Полагает отказ ответчика в назначении страховой пенсии незаконным, не соответствующим положениям пенсионного законодательства. При включении в стаж указанных периодов работы истец на момент обращения в пенсионный орган приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 26 сентября 2016 г. с согласия истца произведена замена ответчика на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее - УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл).
В суде истец Этюев М.И. и его представитель адвокат Ермолаева Л.В. уточненные исковые требования поддержали, настаивая на признании за истцом права на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Представитель ответчика УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Рипанова М.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении иска. Учитывая представленные истцом в ходе судебного разбирательства документы, не возражала против включения в специальный стаж периодов работы истца по совместительству учителем <данные изъяты> и учителем физкультуры в <данные изъяты> Включая указанные периоды, заявила, что специальный стаж Этюева М.И. на момент повторного обращения истца в УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл составил 16 лет 1 день.
Выслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.
В соответствии пп.19 п.1 ст. 30 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Пункты 1,2 названного Списка предусматривают должности учителя общеобразовательных учреждений, в том числе школ всех наименований, а также тренера-преподавателя учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений), в том числе детско-юношеских спортивных школ всех наименований.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Учитывая изложенное, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подлежит применению также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1992 года.
Из материалов дела следует, что решениями территориального органа Пенсионного фонда РФ от 22 октября 2014 г. № 192733/14 и № 270533/16 от 04 октября 2016 г. Этюеву М.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия у него требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца ответчик не включил периоды прохождения военной службы по призыву с 11 мая 1981 г. по 10 июня 1983 г.; работы в должности тренера-преподавателя в <адрес>ной <данные изъяты> с 01 января 2001 г. по 21 февраля 2012 г.; работы по совместительству в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> СОШ» с 01 сентября 2011 г. по 23 января 2012 г. и в должности учителя ОБЖ по совместительству в <данные изъяты> Горномарийского района РМЭ с 01 января 2001 г. по 01 октября 2002 г.
Согласно расчету ответчика специальный стаж Этюева М.И. на 25 сентября 2014 г. составил 11 лет 10 месяцев 29 дней, на 26 сентября 2016 г. - 13 лет 10 месяцев 09 дней.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд не находит оснований для признания отказа УПФР в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в назначении Этюеву М.И. пенсии по старости досрочно незаконным.
В то же время суд полагает подтвержденным факты работы истца в должностях, подлежащих включению в страховой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, в периоды с 01.01.2001 г. по 01.10.2002 г. (1 год 9 месяцев) учителем <данные изъяты>» и с 01.09.2011 г. по 23.01.2012 г. (4 месяца 22 дня) учителем физкультуры в <данные изъяты> Льготный характер работы в эти периоды подтверждается справкой <данные изъяты> № 140 от 09.10.2015 г., приказами о приеме на работу № 95 от 01.09.2011 г. и о переводе на другую работу № 14 от 23.01.2012 г. по <данные изъяты>, справкой, уточняющей особый характер работы № 395 от 26.09.2016 г., выданной МУ Отдел образования администрации Горномарийского района Республики Марий Эл.
Учитывая позицию ответчика, суд полагает исковые требования в части включения указанных периодов работы в специальный стаж педагогической деятельности подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, периоды, начиная с 01 января 2001 г. засчитываются в стаж при наличии одновременно следующих условий:
на 01 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях, учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 «Наименование учреждений» Списка.
Из пункта 12 Правил видно, что соблюдение указанных выше условий о наличии необходимой продолжительности специального стажа и факта работы в определенный период времени является обязательным для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности тренера-преподавателя с 01 января 2001 г.
Для включения в специальный стаж периодов работы в данной должности до указанной даты выполнение изложенных условий не требовалось.
Согласно пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Исходя из представленной в материалы дела трудовой книжки усматривается, что в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. истец работал в <адрес>ной <данные изъяты> в должности тренера-преподавателя. Однако общий стаж работы истца на педагогических должностях на 01 января 2001 г. составил менее 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для зачета в указанный стаж периодов работы Этюева М.И. в качестве тренера-преподавателя с 02 октября 2002 г. по 31 августа 2011 г., с 24 января 2012 г. по 21 февраля 2012 г. в данном случае отсутствует. Следовательно, оснований для включения указанных спорных периодов работы в специальный стаж истца не имеется.
Не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности время военной службы истца по призыву.
Согласно записям в трудовой книжке Этюев М.И. проходил военную службу в рядах Советской Армии с 11 мая 1981 г. по 14 июня 1983 г. Следовательно, на момент прохождения военной службы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с п. 4 Положения, время работы, указанной в п. 1, 2, 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (16 лет 8 месяцев).
Специальный стаж истца на дату повторного обращения в пенсионный фонд за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы составлял менее 16 лет 8 месяцев (16 лет 1 день на 26 сентября 2016 г. и 14 лет 21 день на 25 сентября 2014 г.).
Таким образом, законных оснований для включения в специальный стаж истца периода его службы в армии с 11 мая 1981 г. по 14 июня 1983 г. не имеется.
Поскольку продолжительность специального педагогического стажа Этюева М.И. по состоянию как на дату первоначального обращения 25 сентября 2014 г., так на дату повторного обращения 26 сентября 2016 года составила менее 25 лет, пенсионным органом правомерно отказано в назначении истцу страховой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Основания для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения истца в пенсионный фонд отсутствуют.
В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ, учитывая частичное удовлетворение и неимущественный характер исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Этюева <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Этюева <данные изъяты> в должности учителя <данные изъяты> <данные изъяты>» с 01 января 2001 г. по 01 октября 2002 г., в должности учителя физкультуры в <данные изъяты> с 01 сентября 2011 г. по 23 января 2012 г.
В удовлетворении иска в остальной части требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Этюева <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 17 октября 2016 г.