Дело № 2-322/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Орда «30» мая 2013 года
Ординский районный суд Пермского края, в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
с участием помощника прокурора Ординского района Казачкова А.М.,
представителя ответчика Старовойта Д.П.,
при секретаре Чеботаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ординского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, к администрации Ординского муниципального района, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ординского района Пермского края, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ординского муниципального района Пермского края, в котором просит возложить на ответчика обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп в административное здание администрации, расположенное по адресу: Пермский край, с.Орда, ул. Советская,12, оборудовав входную группу здания пандусом и поручнями.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов было установлено, что вход в здание администрации Ординского муниципального района Пермского края, расположенной по адресу: Пермский край, с.Орда, ул. Советская,12, не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп в здание ответчика, что затрудняет реализацию их гражданских прав, тогда как в силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с законодательством Пермского края здание администрации относится к объекту социальной инфраструктуры и подлежит оснащению специальными приспособлениями и оборудованием (пандусами и поручнями у лестниц) для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к нему инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку является административным зданием.
В судебном заседании прокурор на иске настаивает.
Представитель ответчика Старовойт Д.П., действующий на основании доверенности, с иском прокурора согласен, в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ответчиком составляется смета по обеспечению доступа инвалидов и других маломобильных групп в здание администрации района.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом, признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу ст. 15 вышеуказанного Закона, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст.1 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», под другими маломобильными группами населения, признаются лица пожилого возраста; иные лица с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства или приспособления; беременные женщины, а также граждане с малолетними детьми, использующие детские коляски;
В силу ст.5 указанного Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424, правительство Пермского края, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в соответствии с федеральным законодательством создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и передвижения по территории Пермского края.
В соответствии со ст.3 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и административные здания и сооружения.
Из материалов дела следует, что 13.05.2013 г. прокуратурой Ординского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп в администрации Ординского муниципального района, расположенном по ул.Советская, 12 с.Орда Пермского края.
Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что административное здание администрации, расположенное по адресу: Пермский край, с.Орда, ул. Советская,12, не оснащено пандусом и поручнями.
Собственником здания является муниципальное образование «Ординский муниципальный район», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРП.
Согласно выписки из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Ординского муниципального района Пермского края, данное здание передано в оперативное управление администрации Ординского муниципального района, которая является учреждением.
Исходя из п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст.43 Устава Ординского муниципального района, администрация Ординского муниципального района, это орган местного самоуправления муниципального района, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермской области (Пермского края). Согласно ст.44 Устава, к одним из полномочий администрации Ординского муниципального района управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ординского муниципального района.
Обязанность организаций по созданию инвалидам, а также другим маломобильным группам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры прямо предусмотрена ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст.5 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края».
В судебном заседании установлено, что в административное здание администрации, расположенное по адресу: Пермский край, с.Орда, ул. Советская,12, которое является объектом социальной инфраструктуры, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп, поскольку данное здание не оснащено пандусом и поручнями.
С 01 января 2013 года действует «Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605, согласно п. 1.2. которого требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В силу п. 1.4. Свода Правил установленные в нем требования не распространяются только на проектирование жилых одноквартирных домов.
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, к которым в данном случае относится администрация Ординского муниципального района.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации Ординского муниципального район по ул.Советская,12 с.Орда Пермского края, свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории Ординского района.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Прокурор считает, что указанное обязательство было исполнено ответчиком в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд находит данный срок, указанный прокурором, в силу погодных и климатических условий разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ординского района удовлетворить.
Обязать администрацию Ординского муниципального района обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры, а именно: оборудовать пандус и поручни у лестницы при входе в здание администрации по адресу: Пермский край, Ординский район, с. Орда, ул. Советская, 12 в соответствии с требованиями «Свода Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года N 605.
Установить администрации Ординского муниципального района срок исполнения обязательства 5 (пять) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
.
.
Судья С.И.Плешивцев