г. Кызыл 29 мая 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению А.В.М. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о взыскании окончательного расчета по апелляционной жалобе представителя истца В.З.К. и апелляционной жалобе администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 марта 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
А.В.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о взыскании окончательного расчета, куда не было включено денежное поощрение в виде вознаграждения за выслугу лет на муниципальной службе в размере трехмесячного денежного содержания, в обоснование иска указала, что 12 октября 2010 года согласно распоряжению администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва № с ней были расторгнуты трудовые отношения. Ознакомившись с данным приказом и получив на руки трудовую книжку, она дожидалась окончательного расчета. Получив окончательный расчет, она поняла, что в окончательный расчет не вошло денежное поощрение в виде вознаграждения за выслугу лет на муниципальной службе в размере трехмесячного денежного содержания. Обратившись к своему бывшему работодателю с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче окончательного расчета в полном объеме, она ответа не получила и 24 ноября подала претензию с просьбой произвести расчет указанный в распоряжении № от 12 октября 2010 года, однако до настоящего времени на поданную претензию ответа не последовало. Просила суд взыскать в ее пользу с администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва невыплаченное трехмесячное денежное содержание в размере ** рубль ** копеек, сумму, причитающуюся ей за пользование чужими денежными средствами, в размере, определенном ст. 236 ТК РФ, на день вынесения решения, за пережитые моральные страдания ** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере ** рублей.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 марта 2012 года иск А.В.М. удовлетворен частично. Суд взыскал с администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в пользу А.В.М. невыплаченное двухмесячное денежное содержание при увольнении в размере ** рублей ** копейки, компенсацию за задержку выплаты двухмесячного денежного содержания при увольнении в размере ** ** рублей ** копеек, компенсацию морального вреда в сумме ** рублей. В остальной части иска А.В.М. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца В.З.К., действующая на основании доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что поскольку ответчик не представил документов, подтверждающих или опровергающих тот факт, что истцу не зачли 4 дня и 1 месяц в стаж работы при назначении вознаграждения за выслугу лет на муниципальной службе, то возможно применение положений Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532. Также суд необоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании расходов на услуги представителя, хотя суду был представлен договор и расписка в получении денег за оказанные услуги. Определенная судом сумма компенсации морального вреда не удовлетворяет заявителя, считает, что сумма компенсации морального вреда должна быть значительно выше.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, суд при вынесении решения постановил о выплате истцу денежного поощрения в виде вознаграждения в связи с юбилеем за 20-летнюю выслугу на муниципальной службе, хотя указанная юбилейная дата наступила у истца задолго до поступления на службу в администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва. На момент поступления на службу в администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва стаж работы по муниципальной службе А.В.М. уже составлял ** года ** месяцев ** день. Судом не дано разъяснение, на каком основании данная выплата должна быть произведена ответчиком.
В судебном заседании истец А.В.М. и её представитель по доверенности В.З.К. доводы апелляционной жалобы поддержали, с апелляционной жалобой ответчика не согласились.
Представитель ответчика - администраци муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва – Сундуй А.Н., действующая по доверенности, апелляционную жалобу ответчика поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Судом по делу установлено, что А.В.М. работала в администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в должности исполняющего обязанности главного специалиста (главный бухгалтер) с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, переведена с ДД.ММ.ГГГГ года на должность исполняющего обязанности начальника отдела бухгалтерского учета.
На основании распоряжения от 12 октября 2010 года № А.В.М., исполняющая обязанности начальника отдела бухгалтерского учета, уволена с 15 октября 2010 года в связи с выходом на государственную пенсию по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ. В п. 2 данного распоряжения указано: «Отделу бухгалтерского учета (**.) произвести окончательный расчет за рабочий период с 10.08.2010 г. по 15.10.2010 г. и произвести денежное поощрение в виде вознаграждения за выслугу лет на муниципальной службе 25 лет в размере трехмесячного денежного содержания. Основание: личное заявление А.В.М., п.3 ст. 24 Устава муниципального района «Кызылский кожуун»».
Распоряжением от 31 декабря 2010 года № был отменен п.2 распоряжения от 12 октября 2010 года № «Об увольнении А.В.М.».
По расчету суда первой инстанции стаж работы на муниципальной службе истца А.В.М. составляет ** года ** месяцев ** дней. Указанный расчет судебная коллегия признает правильным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что период работы истца А.В.М. бухгалтером в Азнакаевском отделении Госбанка СССР в стаж муниципальной службы включению не подлежит, несмотря на то, что он был засчитан ей Министерством здравоохранения и социального развития Республики Тыва в стаж государственной службы, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532 утвержден перечень периодов гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее - Перечень), и порядок исчисления стажа гражданской службы.
Согласно п.18 Перечня, в стаж гражданской службы засчитываются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года.
В пункте 1 Устава Государственного банка СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 29 октября 1960 года № 1146, указано, что Госбанк СССР являлся единым эмиссионным банком, банком кредитования народного хозяйства и расчетным центром Союза ССР. Из перечисленных в данном пункте функций Госбанка СССР следует, что функции государственного управления данной кредитной организацией не осуществлялись. Согласно пункту 4 Устава, Госбанк СССР являлся юридическим лицом и действовал на началах хозяйственного расчета.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 18 Перечня период замещения истцом А.В.М. должности в Азнакаевском отделении Госбанка СССР не включается в стаж гражданской службы.
На основании ст. 23 закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 (ред. от 31.12.2009) "О муниципальной службе (новая редакция)» «в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, право на назначение пенсии за выслугу лет и других выплат в соответствии с федеральными законами, законами Республики Тыва и нормативными правовыми актами муниципального образования, включается время работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях Республики Тыва; должностях государственной гражданской службы; воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом Республики Тыва.
Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами».
Таким образом, законом Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 (ред. от 31.12.2009) "О муниципальной службе (новая редакция)» руководителям органов местного самоуправления не предоставлено права принимать решения о включении в стаж муниципальной службы иных периодов деятельности, не указанных в законе.
Ссылка представителя истца В.З.К. в апелляционной жалобе на п.4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 года № 1532, в обоснование того, что период замещения истцом А.В.М. должности в Азнакаевском отделении Госбанка СССР может быть засчитан в стаж муниципальной службы, судебная коллегия считает необоснованным, так как в указанном пункте речь идет о том, что руководители государственного органа, лица, замещающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представители указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут принимать решения о включении иных периодов трудовой деятельности в стаж государственной службы, а руководителям органов местного самоуправления таких полномочий не предоставлено.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку стаж работы истца не достиг 25 лет на муниципальной службе, то истец А.В.М. имеет право на получение денежного поощрения в связи с юбилеем за выслугу 20 лет на муниципальной службе, то есть двухмесячного денежного содержания.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Статьей 17 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 «О муниципальной службе» установлено, что за успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются поощрения, в том числе денежное поощрение.
Денежное поощрение муниципальным служащим выплачивается в виде премий по итогам работы за квартал и за год, а также вознаграждения в связи с юбилеем за выслугу лет на муниципальной службе (за 15 лет службы, за 20 лет службы, за 25 лет службы), вознаграждения при выходе в отставку и в связи с выходом на пенсию по возрасту. Конкретный размер денежных поощрений и вознаграждений определяется уставом муниципального образования.
Решение о применении поощрения принимается органом или руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы в соответствии с законодательством Республики Тыва, и оформляется соответствующим приказом.
Пунктом 3 ст. 24 Устава муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предусмотрено, что денежное поощрение муниципальным служащим выплачивается в виде вознаграждения в связи с юбилеем за выслугу лет на муниципальной службе (за 15 лет службы - 1-месячное денежное содержание, 20 лет службы - 2-месячное денежное содержание, за 25 лет службы - 3-месячное денежное содержание).
Взыскивая с ответчика в пользу истца вознаграждение в размере двухмесячного денежного содержания за выслугу 20 лет на муниципальной службе, суд первой инстанции не учел, что данная выплата связана с наступлением юбилейной даты (15, 20 и 25 лет выслуги лет на муниципальной службе) в период работы у конкретного работодателя, а на момент поступления на службу в администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва истец А.В.М. уже имела стаж муниципальной службы более 20 лет.
Поскольку на момент увольнения стаж муниципальной службы А.В.М. не достиг 25 лет, главам муниципальных образований не предоставлено права на включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности, не указанных в законе «О муниципальной службе», выплата денежного вознаграждения в связи с юбилеем за выслугу лет на муниципальной службе является правом, а не обязанностью работодателя, то последующая отмена ответчиком п.2 распоряжения от 12 октября 2010 года № «Об увольнении А.В.М.» является законной.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ответчиком нарушений норм законодательства о муниципальной службе допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований А.В.М. у суда первой инстанции не имелось.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 30 марта 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении иска А.В.М. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о взыскании окончательного расчета отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 июня 2012 года.
Председательствующий
Судьи