Дело № 2-126/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 28 февраля 2011 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Ивановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Манановой Б.К.. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании незаконными и необоснованными акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от 4 июня 2010 года, обязании проведения повторного обследования жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истица Мананова Б.К. указывает, что 28 апреля 2010 года она обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о постановке её, участницу Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как её деревянный дом, в котором она одна проживает, не пригоден для постоянного проживания. Межведомственная комиссия только 4 июня 2010 года вынесла заключение, которым её жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания. На протяжении 6 месяцев 2010 года она неоднократно требовала выдать ей копию акта обследования и заключения о пригодности жилого дома для постоянного проживания, но получала категорический отказ. Только после её жалоб, адресованных Президенту Российской Федерации и прокуратуру, 24 января 2011 года за № 109 мэр города Козьмодемьянска вынужден был направить ей копию акта обследования её жилищных условий. Акт обследования её жилищных условий № 31 от 4 июня 2010 года она считает незаконным. Сведения, указанные в акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Фактически комиссия не обследовала жилой дом, не проверяла фактическое состояние кровли, на чердак дома не заходили и не смотрели потолочные перекрытия, состояние бревен под полом, которые сгнили, не проверялось. Дом деревянный, 1952 года постройки, комиссия обязана была указать фактический износ дома, но преднамеренно не сделала этого, а срок службы деревянного дома - 50 лет (ВСН 53-86). Фактически дом держится только на штукатурке. Комиссия не проверяла фактическую деформацию фундамента дома, несущих конструкций дома, наличие гнили по всему дому, не проверяла состояние косяков и самих окон, состояние несущих бревен под косяками окон, которые фактически сгнили.
В ходе судебного разбирательства истица Мананова Б.К. и её представитель Федотов В.Ф. уточнили свои требования: основываясь на вышеизложенных обстоятельствах, в судебном заседании они просят признать незаконными и необоснованными акт обследования помещения № 31 от 4 июня 2010 года и заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания № 31 от 4 июня 2010 года, обязать администрацию провести повторное обследование жилого помещения.
Представитель администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозова О.В. (доверенность в деле) в судебном заседании иск не признала, сославшись на то, что акт обследования оформлен и комиссия пришла к выводу о том, что дом пригоден для постоянного проживания. Дополнительных доказательств в подтверждение заключения комиссии не представила.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Мананова Б.К. согласно удостоверению серии ВВ № является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Актом обследования помещения № 31 от 04 июня 2010 года подтверждается, что произведено обследование жилого помещения Манановой Б.К. по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением мэра города Козьмодемьянска от 1 февраля 2006 года № 37-р, в составе председателя комиссии ФИО11 - первого заместителя мэра г. Козьмодемьянска и членов комиссии: ФИО12 - ведущего специалиста инспекции Госархстройнадзора Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, ФИО13 - главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Марий Эл в Горномарийском районе», ФИО2 - директора МКП «Дирекция единого заказчика», ФИО3 - начальника Козьмодемьянского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Марий Эл, ФИО4 - главного государственного инспектора ОГПН Горномарийского района, ФИО5 - главного архитектора города, ФИО6 - директора ООО «Управляющая организация» при участии Манановой Б.К.
В акте обследования межведомственная комиссия указала, что одноэтажный деревянный частично благоустроенный индивидуальный жилой дом, 1952 года постройки, общая площадь - 54,0 кв.м; оборудован газоснабжением; водопровод и канализация отсутствуют; фундамент, несущие стены дома в удовлетворительном состоянии; крыша дома в удовлетворительном состоянии; оконные рамы и подоконные подушки в некоторых местах подвержены гниению; дом состоит из сеней, прихожей, кухни, зала, двух спален; полы в доме местами подвержены гниению; дом находится в частной собственности Манановой Б.К.
Межведомственная комиссия в качестве рекомендаций и предлагаемых мер, которые необходимы принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, указала, что необходимо провести текущий ремонт дома.
Заключение межведомственной комиссии № 31 от 04 июня 2010 года: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, пригоден для постоянного проживания.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, сочтено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и» пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: согласно ч. 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ч. 2 при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, (с изменениями от 2 августа 2007 г.) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (п. 7); орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8).
Разделом II вышеуказанного Положения предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение (пункты 9 -32), а разделом III - основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункты 33-41). В частности, согласно пунктам 33 и 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34).
В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Изучив все вышеизложенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что межведомственная комиссия не выполнила вышеуказанные требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, (с изменениями от 2 августа 2007 г.), в частности, не проверено фактическое состояние жилого дома, при этом не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, не соблюдена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, не проведено и не истребовано, в частности, определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения, что свидетельствует о необходимости дополнительного обследования жилого помещения заявительницы.
Заключение межведомственной комиссии не мотивировано соответствующими исследованиями, выводами, степенью износа жилого дома и другими вышеизложенными доводами.
Поскольку в настоящее время нет достаточных доказательств, подтверждающих основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, для решения вопроса о постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, требования истицы в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Заявление Манановой Б.К. удовлетворить.
Признать акт обследования помещения № 31 от 04 июня 2010 года Манановой Б.К. по адресу: <адрес>, и заключение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, № 31 от 04 июня 2010 года пригодным для постоянного проживания незаконными и необоснованными.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл поручить межведомственной комиссии, назначенной распоряжением мэра города Козьмодемьянска от 1 февраля 2006 года № 37-р, произвести дополнительное обследование жилого помещения Манановой Б.К. по адресу: <адрес>, и по его результатам принять мотивированное решение с обязательным сообщением истице Манановой Б.К.
В удовлетворении требований истицы о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М.Малышев