дело № 2-515/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 15 мая 2013 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,
с участием заявителя Котова С.А., его представителя адвоката Мингалевой О.В., предоставившей ордер серии АП № от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица - судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Котова С.А. на действия судебного пристава-исполнителя,
установил:
Котов С.А. обратился в суд с жалобой на действия судебного пристава-исполнителя, в которой просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> ФИО9. по определению размера задолженности по алиментам в сумме 69609 рублей и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам, мотивируя заявленные требования тем, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 г. Черногорска Республики Хакасия с него взысканы алименты на содержание дочери ФИО10 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель работал в службе такси <адрес>, имел непостоянный доход. Для начисления алиментов представил в <данные изъяты> справку МИФНС России № в <адрес> Эл с указанием размера вмененного дохода. Дополнительных документов, подтверждающих доход, судебный пристав-исполнитель не спрашивал. Алименты заявитель выплачивал, исходя из размера вмененного дохода, задолженности не имеет. Полагает, что действиями судебного пристава-исполнителя по определению размера задолженности заявителя по алиментам, исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, нарушаются права заявителя, поскольку в указанный период он работал, получал доход, от которого и следует исчислять алименты.
В судебном заседании Котов С.А. и его представитель Мингалева О.В. изложенные требования поддержали, суду пояснили о том, что Котов С.А. является предпринимателем, с декабря 2011 г. осуществляет предпринимательскую деятельность и уплачивает единый налог на вмененный доход, в связи с чем расчет задолженности по алиментам должен быть произведен судебным приставом-исполнителем на основании справки из налогового органа. То обстоятельство, что указанный в справке доход нельзя учитывать для исчисления алиментов, ему никто не разъяснил, указанный документ судебный пристав-исполнитель принял и дополнительных документов не потребовал. В настоящее время он не имеет материальной возможности погасить начисленную задолженность.
Заинтересованное лицо взыскатель Котова А.П. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В направленном в суд заявлении пояснила, что, получая от должника в счет уплаты алиментов только 750 рублей ежемесячно, обратилась в <данные изъяты> с жалобой, после чего был произведен расчет задолженности должника по алиментам в сумме 69609 рублей. Задолженность до настоящего времени не погашена.
Судебный пристав-исполнитель <данные изъяты> ФИО11.с доводами заявителя не согласился, суду пояснил о том, что в соответствии с налоговым законодательством указанный в справке налогового органа способ определения дохода установлен для целей исчисления и уплаты суммы единого налога на вмененный доход и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Иных сведений о полученных доходах Котовым С.А. судебному приставу-исполнителю не представлено. При таких обстоятельствах определение размера задолженности должника по алиментам, исходя из средней заработной платы в РФ, обосновано.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, помимо прочего, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно части 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 441 ГПК РФ оспариванию подлежат действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, нарушающие права взыскателя или должника по исполнительному производству.
Согласно положениям ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Согласно п. 1 ст. 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов ко взысканию.
В силу п. 2 ст. 113 Семейного кодекса РФ в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период, независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
В силу ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случае если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ на момент взыскания задолженности.
Судом установлено, что по судебному приказу мирового судьи судебного участка № 4 г. Черногорска Республики Хакасия от 22 октября 2010 г. с Котова С.А. в пользу Котовой А.П. взысканы алименты на содержание дочери ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 1/4 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ребенка.
Судебный приказ о взыскании с Котова С.А. в пользу Котовой А.П. алиментов находится на исполнении судебного пристава-исполнителя <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО1 А.А. вынесено постановление о расчете задолженности Котова С.А. по алиментам за период с 21 апреля 2012 г. по 21 апреля 2013 г., определен размер задолженности с учетом частичной уплаты в сумме 69609 рублей.
Из объяснений сторон и материалов исполнительного производства следует, что для расчета задолженности по алиментам в указанный период Котовым С.А. судебному приставу-исполнителю были представлены справки о доходах Межрайонной ИФНС № по <адрес> Эл от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что должник уплачивает единый налог на вмененный доход.
Материалами дела установлено, что за период с 21 апреля 2013 г. по 21 апреля 2013 г. Котов С.А. по найму не работал. Согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 12 № с ДД.ММ.ГГГГ заявитель является индивидуальным предпринимателем.
В течение указанного периода Котовым С.А. в пользу Котовой А.П. были выплачены алименты в размере 10800 рублей. При расчете суммы задолженности по алиментам эти платежи, произведенные должником, судебным приставом-исполнителем были учтены.
Поскольку документов, отражающих доход от предпринимательской деятельности, Котовым С.А. представлено не было, судебный пристав - исполнитель в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ произвел расчет задолженности по алиментам за период с 21 апреля 2012 г. по 21 апреля 2013 г., исходя из средней заработной платы в Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что размер задолженности по алиментам за оспариваемые периоды должен быть произведен в соответствии со справками о доходах, выданных налоговым органом, является несостоятельным.
Согласно Семейному кодексу РФ семейные отношения регулируются нормами семейного и гражданского законодательства; при отсутствии таких норм применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), либо права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости (статья 5). Из этого следует, что отношения, связанные с уплатой алиментов, налоговое законодательство не регулирует.
Соответственно, определение размера доходов от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица для исчисления суммы алиментов, как это предусмотрено подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, на основании положений налогового законодательства, определяющих в целях налогообложения размер доходов индивидуального предпринимателя, не отвечало бы отраслевой природе семейного права и обусловленной ею специфике семейного законодательства.
Выбирая тот или иной налоговый режим, индивидуальные предприниматели принимают во внимание экономические, не связанные с их семейно-правовым статусом, обстоятельства, прежде всего - состояние и перспективы развития бизнеса. Установление в законе прямой зависимости исчисления алиментов от избранного индивидуальным предпринимателем режима налогообложения выходило бы за рамки регулирования собственно налоговых отношений, означало бы вторжение в частноправовые отношения и, как следствие, противоречило бы публично-правовому существу налогового законодательства.
Таким образом, справки о представлении в налоговый орган сведений о предполагаемом доходе для цели исчисления ЕНВД не могут считаться подтверждением дохода плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, поскольку декларируемый доход является вмененным, а не фактически полученным доходом. Приведенный способ определения дохода установлен исключительно для налоговых целей и не может применяться при расчете суммы алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. Сумма получаемого предпринимателем реального дохода должна быть подтверждена соответствующей финансовой документацией.
Довод заявителя, что судебный пристав-исполнитель не потребовал у него дополнительно другие документы, подтверждающие доходы, не состоятелен, поскольку в силу требований ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ обязанность представления документов, подтверждающих доход должника, возложена на самого должника. Однако заявитель эту обязанность не исполнил, до настоящего времени документы в подтверждение фактически полученных доходов в период формирования задолженности не представил.
То обстоятельство, что должник уплачивал алименты в исчисленном им размере, на законность оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя не влияет, поскольку, исходя из вышеизложенного, размер уплачиваемых алиментов определен должником неправильно, что и привело к образованию задолженности.
Таким образом, определение размера задолженности по алиментам в период с 21 апреля 2012 г. по 21 апреля 2013 г., исходя из средней заработной платы в Российской Федерации, прав должника не нарушает. Порядок определения размера задолженности, установленный ч.ч.2 и 3 ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.п. 3 и 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ для случаев отсутствия у должника места работы и заработка, судебным приставом-исполнителем нарушен не был.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности является законным и обоснованным, прав и законных интересов Котова С.А. не нарушает, в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении жалобы Котова С.А. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> по определению размера задолженности по алиментам в сумме 69609 рублей и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.Г. Шахова
решение принято в окончательной форме 16 мая 2013 г.