Решение по делу № 2-6247/2016 от 16.09.2016

Дело № 2-6247/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2016 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Рахматуллиной Э.И.,

с участием прокурора Нечаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми в интересах несовершеннолетней Кочетовой Л.А. к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми (далее по тексту Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней Кочетовой Л.А. обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее по тексту Департамент) о возложении обязанности предоставить Кочетовой Л.А. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства с учетом территориальной доступности, в группе 12-часового пребывания, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что в прокуратуру обратилась Кочетова С.Н. по факту нарушения прав ее дочери Кочетовой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на получение места в дошкольном образовательном учреждении. Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч. дошкольного образования; одной из задач является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий; Департамент обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст Кочетовой Л.А. позволяет ей быть принятой в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. На основании Конституции РФ, Закона «Об образовании» прокурор просит требования удовлетворить.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Истец - законный представитель Кочетова С.Н. – Кочетовой Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

В письменном отзыве иск не признает, указав, что на территории г. Перми функционирует муниципальная сеть 148 МДОУ, проводятся мероприятия по расширению муниципальной сети; распределение детей в МОУ г.Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МОУ территории г.Перми. Кочетова Л.А. состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г.Перми. На момент обращения ребенку временно не предоставлено место в МДОУ. Согласно регистра по возрастной группе Кочетовой Л.А. состоит 4587 ребенка. Перед Кочетовой Л.А. в списке состоит 3056 детей равного с ней возраста. По мере освобождения мест, Кочетовой Л.А. будет выдано направление с учетом установленных норм. Муниципальная сеть укомплектована, выдать путевку сейчас не представляется возможным. Прием Кочетовой Л.А. в МДОУ превысит количество воспитанников МДОУ более установленных норм и нарушению требования санитарно-эпидемиологических правил, а также нарушит условия лицензии, и как следствие, применения установленных санкций к ДОУ, вплоть до приостановления деятельности ДОУ. Удовлетворение иска нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей (л.д.24-25).

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из искового заявления дела следует, что Кочетова Л.А. обратилась к прокурору с просьбой в интересах несовершеннолетней дочери предъявить настоящий иск, в связи с чем прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Кочетовой Л.А. (л.д. 7-8).

Согласно ст.ст. 18, 43 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно пунктам 6, 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, что Кочетова С.Н. является законным представителем Кочетовой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данный ребенок зарегистрирован по месту жительства по адресу: <Адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д. 11,12).

Доказательства того, что законному представителю Кочетовой С.Н. предлагались места в дошкольных образовательных учреждениях в группах с 12-часовым пребыванием в материалах дела отсутствуют.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования, но как установлено судом на основании пояснений прокурора и содержания отзыва Департамента на иск, на дату разрешения настоящего спора место несовершеннолетней Кочетовой Л.А. в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено, несмотря на то, что его право на получение бесплатного дошкольного образования Департаментом не оспаривается.

Ссылка ответчика на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Доказательств того, что Департаментом приняты все меры по обеспечению несовершеннолетней Кочетовой Л.А. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, Департаментом суду не представлено, направленным им отзывом на иск не подтверждается.

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения муниципального района, а согласно пункту 2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п. 2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.

    В силу изложенного обязанность по предоставлению Кочетовой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Перми должна быть возложена на Департамент как на орган местного самоуправления, осуществляющий организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми.

При этом суд считает, что ответчику при определении дошкольного образовательного учреждения следует учитывать принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

При таких обстоятельствах, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить данному несовершеннолетнему место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту проживания, с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Кочетовой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в группе полного дня (с 12-часовым пребыванием) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий:     подпись            (Л.Ю. Дульцева)

Копия верна. Судья:                        (Л.Ю. Дульцева)

2-6247/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах н/л Кочетовой Л.А.
Кочетова С.Н.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
16.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2016Передача материалов судье
21.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее