Именем Российской Федерации
28 февраля 2017 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Фильченковой Ю.В., при секретаре Клокотовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещеряковой М. А. к Администрации ... муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения об отказе в согласовании постановления о предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к согласованию проекта постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Мещерякова М.А., обращаясь с вышеуказанными исковыми требованиями, просит признать недействительным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от (дата) об отказе в согласовании постановления администрации ... муниципального района "О предоставлении в аренду земельного участка"; обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации ... муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., по адресу: (адрес), с видом разрешенного использования « индивидуальное жилищное строительство», категория земель-земли населенных пунктов с кадастровым номером 50:19:...; признать незаконным отказ Администрации ... муниципального района в предоставлении в аренду земельного участка с площадью ... кв.м., по адресу: (адрес), с видом разрешенного использования « индивидуальное жилищное строительство», категория земель-земли населенных пунктов с кадастровым номером 50:19:...; обязать Администрация ... муниципального района заключить договор аренды земельного участка с площадью ... кв.м., по адресу: (адрес), с видом разрешенного использования « индивидуальное жилищное строительство», категория земель-земли населенных пунктов с кадастровым номером 50:19:... с арендной платой, установленной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Требования мотивированы тем, что (дата) истец обратилась с письменным заявлением на имя руководителя Администрации ... муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по адресу: (адрес) для индивидуального жилищного строительства. К поданному заявлению приложила документ, удостоверяющий личность, схему расположения земельного участка.
Поданное истицей заявление было рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от (дата), решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области согласован проект постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью ... кв.м. категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование- индивидуальное жилищное строительство, при условии приведения схемы расположения земельного участка в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 « Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» пункт 378.
На заседание Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от (дата) было представлено заключение, из которого следует, что земельный участок расположен в зоне Ж-3 (зона индивидуальной жилой застройки), согласно Правил землепользования и застройки городского поселения ... муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения ... от (дата) №.
Администрация ... муниципального района опубликовала в газете " Красное Знамя" № от (дата) на официальном сайте российской Федерации, а также на официальном сайте Администрации ... муниципального района сообщение о намерении предоставить земельный участок в аренду со сроком приема заявок в течение 1 месяца с момента публикации объявления. Иных претендентов на испрашиваемый земельный участок не имелось.
Постановлением Администрации ... муниципального района Московской области от (дата) № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью ... кв.м., из земель государственной неразграниченной собственности, находящегося по адресу: (адрес), земельный участок отнесен к категории земель- «земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования – «индивидуальное жилищное строительство», предварительно согласовано предоставление Мещеряковой М.А. земельного участка площадью ... кв.м., по адресу: (адрес), с видом разрешенного использования « индивидуальное жилищное строительство», категория земель-земли населенных пунктов.
Мещеряковой М.А. обеспечено проведение кадастровых работ.
В настоящее время земельный участок, стоит на кадастровом учете, ему присвоен №.
Однако письмом от (дата) Мещеряковой М.А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, учитывая информацию Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о несоответствии вида разрешенного использования правилам землепользования и застройки.
С данным отказом Мещерякова М.А. не согласна, в связи с чем вынуждена решать данный вопрос в судебном порядке.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ... муниципального района Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Санитарно-эпидемиологических правил 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 года N 45.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и публичных земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такие участки согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены только в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В настоящее время санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002.
Правила определения границ второго пояса зоны санитарной охраны закреплены разделом 2.3.2 указанного СанПиНа.
Так, согласно пункту 2.3.2.1 СанПиНа границы второго пояса зоны санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Исходя из указанной нормы, при определении границ второго пояса зоны санитарной охраны должны учитываться не только конкретные природные, климатические и гидрологические условия, но также вид поверхностного источника водоснабжения (водоток или водоем).
Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2004 года № 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014-ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года № 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года № 12ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Таким образом, с 01 января 2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106/2014-03 от 24.07.2014 и № 107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
Из материалов дела усматривается, что письмом Администрации ... муниципального района Московской области от (дата) за № истцу Мещеряковой М.А. было отказано в предоставлении истребуемого ею земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером 50:19:... ВРИ: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: (адрес), в аренду, поскольку испрашиваемый ею земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использовании, во 2 поясе ЗСО Московского водопровода, а также в 100- метровой зоне строгого ограничения дачного садово- огородного и индивидуального жилищного строительства. Зона установлена Решением Совета депутатов гп ... от (дата) № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения ... ... муниципального района Московской области», Решением Совета депутатов гп ... от (дата) № «О внесении изменений в правила землепользования и застройки городского поселения ... муниципального района Московской области». Исходя из указанного, испрашиваемый вид «для индивидуального жилищного строительства» не соответствует градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки гп Руза.
Из представленного истцом в материалы дела заключения кадастрового инженера усматривается, что испрашиваемый земельный участок не входит в пределы береговой полосы шириной 5м, не входит в пределы прибрежной защитной полосы шириной 50 м, не входит в пределы водоохранной зоны шириной 50 м, и полностью входит в пределы полосы зоны шириной 100 м от уреза (адрес).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Оценивая в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных Мещеряковой М.А. исковых требований в полном объеме, поскольку расположенный во 2 поясе ЗСО Московского водопровода земельный участок с кадастровым номером 50:19:..., не соответствует градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки гп ..., согласно Решений Совета депутатов гп ... от (дата) № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения ... муниципального района Московской области», и от (дата) № «О внесении изменений в правила землепользования и застройки городского поселения ... муниципального района Московской области» расположен в 100- метровой зоне строгого ограничения дачного садово- огородного и индивидуального жилищного строительства, в связи с чем не подлежит предоставлению в аренду в силу действующего законодательства. Достаточных и бесспорных доказательств обратного истцом в силу ст. 56 ГПК РФ, представлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Мещеряковой М. А. к Администрации ... муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения об отказе в согласовании постановления о предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к согласованию проекта постановления о предоставлении в аренду земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, понуждении к заключению договора аренды земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 марта 2017 года.
Судья Ю.В. Фильченкова