Дело № 2-1982/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 19 декабря 2016 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Кузнецове Н.И.,
с участием представителя истца Брызгуновой О.Ф., по доверенности,
представителя ответчика Одинцовой С.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Отделу судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Отделу судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству №... от **.**.** на ... часть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве», то есть до ... рублей. В обоснование иска указано, что должник не уклонялся от исполнения решения суда, реальная возможность исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствовала, поскольку финансирование администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» осуществляется за счет средств бюджета, исполнение требований исполнительных документов возможно только на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует определенных процедур и сроков.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от **.**.** администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязана ....
На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист №... и постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара **.**.** возбуждено исполнительное производство. Должнику – администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
**.**.** копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем должника Брызгуновой О.Ф., соответственно требования исполнительного документа должны были быть исполнены до **.**.**.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от **.**.** N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара от **.**.** с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей, поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин исполнения исполнительного документа в срок не представлено.
На день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю должником даны ответы на его требования от **.**.** и **.**.**, в которых указано, что **.**.** администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ....
Исполнительский сбор оплачен администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» **.**.** в размере ... рублей.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от дата N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Обосновывая исковые требования истцом указаны меры по исполнению требований исполнительного документа, а именно: .... Остальные мероприятия по исполнению требований исполнительного документа проведены после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В настоящее время решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Вместе с тем, должником не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер для исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Не представлено и доказательств того, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Так, решение суда №... вступило в законную силу **.**.**, однако только **.**.** произведены первые действия должником по исполнению требований исполнительного документа, впоследствии только **.**.** заключен муниципальный контракт по разработке технического заключения на ..., после разработки которого запрошены дополнительный ассигнования на выполнение проектной документации.
После взыскания исполнительского сбора проведены работы по размещению закупки на выполнение работ по разработке проектной документации ..., **.**.** заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-сметной документации, **.**.** запрошены дополнительные ассигнования на выполнение проектно-сметной документации в сумме ... руб.
Ссылка должника на длительную процедуру исполнения решения суда, на отсутствие финансирования не свидетельствует о достаточности принятия мер для исполнения требований исполнительного документа до **.**.**.
Суд также учитывает, что должник не был лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, чего не сделал.
Таким образом, предусмотренных ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" оснований для уменьшения исполнительского сбора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Отделу судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара об уменьшении размера исполнительского сбора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2016 года.
Судья А.А. Шерстнёва