АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года апелляционную жалобу Сухарева Е.В. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 09 августа 2013 года по делу по заявлению Сухарева Евгения Васильевича о признании бездействия и решения Территориальной избирательной комиссии Дмитровского района незаконными, обязании зарегистрировать кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Сухарева Е.В., представителей Сухарева Е.В. – Кутуровой В.В., Кузнецовой Е.И., Копырковой Р.П.,
заключение прокурора Ковалева Е.А., полагающего решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
Сухарев Е.В. обратился в суд с заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) о признании незаконными бездействия и решения Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Дмитровского района Московской области, обязании зарегистрировать его кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области.
Свои требования мотивировал тем, что 17.07.2013 он представил в ТИК Дмитровского района комплект документов по выдвижению на должность Главы муниципального образования сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области, никаких замечаний по представленным документам не последовало. Однако 30.07.2013 ТИК приняла решение об отказе в регистрации его кандидатом на выборную должность со ссылкой на п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» (2006 года).
По мнению заявителя, им был предоставлен полный пакет документов; при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоответствии требований закона к оформлению документов избирательная комиссия должна была не позднее, чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии известить об этом кандидата, чего ТИК Дмитровского района Московской области сделано не было, и это привело к нарушению его пассивного избирательного права.
В судебном заседании заявитель и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители ТИК Дмитровского района Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 31-35).
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 09 августа 2013 года заявление Сухарева Е.В. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. При этом в соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Как усматривается из материалов дела, на 08.09.2013 назначены выборы Главы муниципального образования сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области.
17.07.2013 уполномоченным представителем Регионального отделения политической партии «Альянс Зеленых - Народная партия» в Московской области в ТИК Дмитровского района были предоставлены документы о выдвижении кандидата на должность Главы с/п Габовское,а именно: протокол внеочередной конференции избирательного объединения, нотариально удостоверенная копия документа о госрегистрации избирательного объединения, список уполномоченных представителей избирательного объединения, сведения о наименовании избирательного объединения, описание эмблемы избирательного объединения, решение о назначении уполномоченных представителей. При этом в представленном протоколе (выписке) Внеочередной Конференции РОПП «Альянс Зеленых - Народная партия» в Московской области от 06.07.2013 отсутствовали данные о выдвижении Сухарева Е.В. кандидатом на должность Главы сельского поселения Габовское (как и о выдвижении заявителя кандидатом на какую-либо выборную должность в принципе).
В этот же день Сухарев Е.В. подал заявление в ТИК Дмитровского района о согласии баллотироваться на должность Главы муниципального образования сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района МО, в котором указал о своем членстве в политической партии «Альянс Зеленых - Народная партия», однако документ, подтверждающий его членство в партии, заверенный действующим руководящим органом политической партии, представлен не был.
20.07.2013 от Сухарева Е.В. был принят еще ряд документов, необходимых для регистрации: финансовый отчет, уведомление об открытии специального избирательного счета.
Таким образом, в поддержу выдвижения Сухарева Е.В. кандидатом на выборную должность не было представлено ни подписей избирателей, ни решения избирательного объединения. Кроме того, кандидат не представил в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные им в заявлении о согласии баллотироваться сведения о принадлежности к политической партии, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение ТИК Дмитровского района МО от 30.07.2013 № 1264 об отказе Сухареву Е.В. в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Габовское Дмитровского муниципального района Московской области основано на законе и вынесено исходя из фактических обстоятельств дела.
Довод заявителя о том, что избирательная комиссия была обязана уведомить кандидата о неполноте представленных сведений, является несостоятельным: в данном случае имело место быть непредоставление обязательных по закону документов, а не неполнота либо ненадлежащее оформление уже представленных.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Сухарева Е.В. аналогичны доводам, приводившимся в обосновании заявленных требований, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции и не опровергают выводы последнего, который установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 09 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухарева Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи