Решение по делу № 2а-3168/2016 от 28.10.2016

Дело № 2а-3168/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское

15 декабря 2016 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи                Боднарь Е.В.

при секретаре                            Романовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Трифанова Е.В. к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

по административному исковому заявлению Салманидина П.А. к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Трифанов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа главы администрации Кременкульского сельского поселения Г.А.В. в изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома» и возложении обязанности на главу администрации Кременкульского сельского поселения повторно рассмотреть по существу заявление Трифанова Е.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома».

В обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 1000 кв.м., расположенного по АДРЕС. Право собственности зарегистрировано 26.11.2008 года. 27.10.2015 года он обратился к главе администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Г.А.В. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома». Вместе с заявлением был представлен пакет необходимых документов. 18.11.2015 года им был получен отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка с указанием на то, что в администрацию Кременкульского сельского поселения не представлен проект планировки территории СНТ «Малиновка». Полагает данный отказ не основанным на законе и нарушающим его права собственника земельного участка. Землепользователь вправе самостоятельно определить (изменить) вид разрешенного использования своего земельного участка, если он относится к основному виду разрешенного использования, предусмотренный правилами землепользования и застройки территории. Для внесения изменений в правоустанавливающие документы на земельный участок ему необходимо получить постановление главы Кременкульского сельского поселения и с утверждением изменения вида разрешенного использования его земельного участка, однако в этом ему отказано.

Салманидин П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа главы администрации Кременкульского сельского поселения Г.А.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома» и возложении обязанности на главу администрации Кременкульского сельского поселения повторно рассмотреть по существу заявление Салманидина П.А. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома».

В обоснование указал, что является собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, общей площадью 600 кв.м., расположенного по АДРЕС. Право собственности зарегистрировано 13.07.2015 года. 22.07.2015 года он обратился к главе администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского района Г.А.В. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома». Вместе с заявлением был представлен пакет необходимых документов. 25.11.2015 года им был получен отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка с указанием на то, что в администрацию Кременкульского сельского поселения не представлен проект планировки территории СНТ «Малиновка». Полагает данный отказ не основанным на законе и нарушающим его права собственника земельного участка. Землепользователь вправе самостоятельно определить (изменить) вид разрешенного использования своего земельного участка, если он относится к основному виду разрешенного использования, предусмотренный правилами землепользования и застройки территории. Для внесения изменений в правоустанавливающие документы на земельный участок ему необходимо получить постановление главы Кременкульского сельского поселения и с утверждением изменения вида разрешенного использования его земельного участка, однако, в этом ему отказано. Ему достоверно известно, что ряд соседей такое постановление получили.

Данные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Административный истец Трифанов Е.В. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, указал, что он собственник вышеуказанного земельного участка, на котором построил жилой дом и в нем проживает, однако не может зарегистрироваться, что препятствует реализации ему прав гражданина РФ, в том числе право на получение медицинской помощи по месту жительства и т.п.

Административный истец Салманидин П.А. извещен, в судебное заседание не явился, согласно представленной выписки из ЕГРП от 24.08.2016 г. продал земельный участок с кадастровым Г.С.В., по договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от 19.08.2016 г.

Представитель административного ответчика администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены. В предыдущих судебных заседаниях возражали против удовлетворения требований Трифанова Е.В. и Салманидина П.А., указывая, что на территории поселения утверждены Правила землепользования и застройки, участки истцов относятся к зоне В, А – зона застройки индивидуальными жилыми домами, однако изменение вида разрешенного использования с садоводства на индивидуальное строительство при отсутствии разработанных документов территориального планирования на территории СНТ «Малиновка» невозможно, поскольку будут нарушены права и интересы иных лиц. СНТ «Малиновка» обязаны разработать проект планировки территории, который подлежит утверждению администрацией, вместо проекта планировки была представлены некая графическая схема, не содержащая сведений о размерах, масштабах, которая не может быть отнесена к проекту детальной планировки. На администрацию сельского поселения никогда и никем не возлагалась обязанность по разработке документов территориального планирования территории СНТ «Малиновка», такое постановление в администрации поселения отсутствует, денежные средства на эти цели в бюджете не заложены, администрацией района такие средства в адрес поселения не перечислялись. Ранее администрацией поселения необоснованно были выданы несколько постановлений об изменении вида разрешенного использования, но после проведения анализа данных актов в настоящее время проводится работа по их отмене. СНТ «Малиновка» относится к территории населенного пункта Малиновка. Установленные градостроительные регламенты не применяются к СНТ, поскольку садоводческая деятельность осуществляется по иным нормам. Должны быть обеспечены права граждан, обеспечена их безопасность, соблюдены нормативы территориального планирования, которые должны быть определены в документах территориального планирования, необходимо определить дороги, пожарные проезды и т.д., которые бы обеспечивали соблюдение прав граждан в зоне жилой застройки. Этого ничего нет на территории СНТ «Малиновка», при таких обстоятельствах говорить о соблюдении технических регламентов не возможно.

Представитель заинтересованного лица администрации Сосновского муниципального района Челябинской области С.О.Н. против удовлетворения требований административных истцов возражала, представила письменный отзыв.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Малиновка» извещено, просил об отложении рассмотрения дела для целей подготовки отзыва, в удовлетворении которого судом отказано. Ранее в материалы дела от СНТ «Малиновка» был представлен отзыв о том, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур. Полагали, что органы местного самоуправления поселения должны обеспечить подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки. Территория СНТ «Малиновка» является микрорайоном и входит в состав д. Малиновка, практически все земельные участки находятся в собственности граждан, как являющихся членами СНТ «Малиновка», так и гражданами, осуществляющими садоводческую деятельность в самостоятельном порядке. По постановлению главы Сосновского района от 05.08.2014г. на Управление архитектуры и строительства и администрацию Кременкульского поселения была возложена обязанность по обеспечению подготовки документации по планировке и межеванию территории товарищества, а после согласования документации возложена обязанность по обеспечению проведения публичных слушаний. В силу указанного нормативного муниципального акта администрация Кременкульского поселения являлась непосредственным исполнителем подготовки документации по планировке и межеванию территории СНТ «Малиновка» и в случае отсутствия такой документации вправе организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с дальнейшим ее утверждением.

Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела

Исследовав представленные доказательства, обсудив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установлено, что Трифанов Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 1000 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов – для ведения садоводства с местоположением: Сосновский район, СНТ «Малиновка», участок 53 (т. 1 л.д. 12)

Салманидин П.А. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 600 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов – для ведения садоводства с местоположением: Сосновский район, СНТ «Малиновка», участок 271а (т. 2 л.д. 8, 9).

На обращения административных истцов к главе администрации Кременкульского поселения об изменении вида разрешенного использования земельного участка ими были получены ответы за подписью главы Кременкульского сельского поселения о том, что правообладатель земельного участка вправе изменить один вид разрешенного использования на другой вид разрешенного использования, установленный проектом планировки территории для данного участка без проведения публичных слушаний. Администрация Кременкульского сельского поселения направляла в адрес правления СНТ «Малиновка» запрос о представлении проекта детальной планировки территории СНТ «Малиновка», который до настоящего времени не представлен. Во избежание нарушения градостроительных норм, рассмотрение вопросов об изменении вида разрешенного использования до представления правлением испрашиваемого проекта планировки территории СНТ «Малиновка» не представляется возможным (ответ на имя Салманидина П.А. – от 25.11.2015 г. , на имя Трифанова Е.В. – от 18.11.2015 г. ).

По сведениям начальника управления архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района земельные участки с кадастровыми и согласно карты градостроительного зонирования генерального плана д. Малиновка, утвержденного решением совета депутатов Кременкульского сельского поселения от 22.06.2012г. расположены в зоне , в субзоне ..

К основным видам разрешенного использования субзоны В.А. относятся:

- индивидуальные (одноквартирные) жилые дома, с приусадебным участком, выделяемым в частную собственность застройщика и жилые дома блокированного типа до двух блок-секций (квартир), с земельными участками, выделяемыми для каждой блок-секции (квартиры) в частную собственность

К условно-разрешенным видам использования относятся: многоквартирные жилые дома до двух этажей, объекты общего пользования, магазины продовольственных и непродовольственных товаров, предприятия общественного питания, административные (офисные здания), предприятия бытового обслуживания населения и пр.

Таким образом, испрашиваемый административными истцами вид разрешенного использования - «для строительства индивидуального жилого дома» предусмотрен градостроительным зонированием.

Между тем следует учесть, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение вида разрешенного использования возможно исключительно при соблюдении требований технических регламентов.

При этом соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования на вид «для строительства индивидуального жилого дома» невозможно, поскольку правлением СНТ «Малиновка» не разработан и не представлен проект планировки территории, в котором были бы отражены все требования строительных норм и правил, обеспечивающих соблюдение противопожарных норм и правил, санитарно-гигиенических условий, отсутствует необходимая для жилой застройки инфраструктура – магазины, аптеки, детсады, площадки для отдыха.

На запрос главы Кременкульского сельского поселения в управление архитектуры строительства администрации Сосновского муниципального района получено сообщение о том, что в архиве управления отсутствует информация о наличии проектов планировки и межевания всех СНТ, расположенных на территории Кременкульского сельского поселения.

Суд приходит к выводу о том, что наличие проекта межевания территории СНТ «Малиновка», проекта планировки и застройки данной территории является составной частью градостроительной документации, что прямо следует из Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 (в силу статьи 7 ФЗ N 191-ФЗ применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу).

Суд учитывает, что в соответствии с вышеназванной Инструкцией:

- градостроительное планирование развития территорий и поселений и их застройка осуществляются посредством разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории Российской Федерации и частей территории Российской Федерации; территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской Федерации; территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке (п.2.1);

- при разработке градостроительной документации необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, федеральными градостроительными нормативами и правилами, нормативно-техническими документами в области градостроительства, государственными стандартами, федеральными специальными нормативами и правилами, градостроительными нормативами и правилами субъектов Российской Федерации (территориальными градостроительными нормативами и правилами) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.2.2);

- градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений (далее - проект планировки); проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений (далее - проект застройки) (п.2.3);

- разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации (пункт 2.13);

- утвержденная градостроительная документация любого вида подлежит передаче соответствующим органам архитектуры и градостроительства для регистрации и хранения, а также для осуществления контроля за ее реализацией (п.2.21 Инструкции).

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Между тем проекты планировки территории СНТ «Малиновка» и межевания данной территории, а также проект застройки СНТ «Малиновка» отсутствуют, что сторонами по делу не оспаривалось.

При отсутствии вышеуказанной градостроительной документации нет оснований полагать, что у администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района имеется возможность для выполнения условия, предусмотренного ст. 37 ГрК РФ о том, что изменение вида разрешенного использования возможно исключительно при соблюдении требований технических регламентов.

В силу изложенного в удовлетворении требований Трифанова Е.В. и Салманидина П.А. к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными отказов в выдаче постановлений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома» следует отказать.

Кроме того, Салманидин П.А. в настоящее время уже не является собственником земельного участка с кадастровым , то есть его права в настоящее время оспариваемым отказом не затронуты.

Суд полагает необходимым отметить, что поскольку предметом данного спора не является вопрос о том, на кого подлежит возложению обязанность по подготовке проекта планировки территории СНТ «Малиновка», то потому суд не дает оценки доводам представителя административного ответчика о том, что постановление администрации Сосновского района от 05.08.2014 года о возложении обязанностей на администрацию Кременкульского сельского поселения по обеспечению подготовки документации по планировке и межеванию территории СНТ «Малиновка» до администрации Кременкульского сельского поселения не доводилось, а соответствующее финансирование администрацией Сосновского района не обеспечивалось.

Также следует учитывать, что законность действий должностного лица, органа местного самоуправления проверяется на тот момент, когда оно это действие (решение) было совершено (вынесено), последующее изменение обстоятельств, разработка документации правового значения не имеют.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Трифанова Е.В. к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома» отказать.

В удовлетворении административного искового заявления Салманидина П.А. к администрации Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с назначения «для ведения садоводства» на назначение «для строительства индивидуального жилого дома» отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                Е.В. Боднарь

2а-3168/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Салманидин П.А.
Трифанов Е.В.
Ответчики
Администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области
Другие
СНТ "Малиновка"
Администрация Сосновского района Челябинской области
Суд
Сосновский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
sosn.chel.sudrf.ru
28.10.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.10.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.10.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2016[Адм.] Судебное заседание
15.12.2016[Адм.] Судебное заседание
23.12.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее