28 декабря 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мэрии г. Кызыла к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кызылу, главному государственному инспектору по безопасности дорожного движения по городу Кызылу Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> У об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ,
с участием представителя административного истца Мэрии г. Кызыла П, представителя административного ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кызылу К,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным предписания. В обоснование административного иска указано, что главным государственным инспектором по БДД ОГИБДД УМВД РФ по г. Кызылу У внесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ Мэрии г. Кызыла.
Основанием для вынесения предписания явилось отсутствие дорожных знаков Приоритета 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» на перекрестке улиц <адрес> справа во всех направлениях, что является нарушением требований п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, пункта 4.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения.
Согласно указанному предписанию Мэрии г.Кызыла необходимо выполнить вышеуказанные мероприятия в течение 1 суток с момента получения предписания.
Мэрия г. Кызыла считает предписание незаконным и не соответствующим требованиям п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, п. 4.1. ГОСТ Р 50597-93 на основании того, что указанные в предписании ГОСТы не предусматривают сроки выполнения работ по установке новых дорожных знаков (1 суток), согласно п. 4.1.5. ГОСТ Р 50597-93 сроки выполнения работ устанавливаются при замене или восстановления поврежденных дорожных знаков (3 суток, знаков приоритета - 1 сутки), либо согласно п.4.1.6. ГОСТ Р 50597-93 при снятии временно установленных знаков, которые должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.
В связи с отсутствием прямого указания в законе сроков исполнения мероприятий о выполнении работ, указанных в предписании, истец считает оспариваемое предписание в части сроков исполнения незаконным и полагает, что в указанном случае должностному лицу необходимо было устанавливать разумный срок исполнения требований, а не одни сутки.
Срок, указанный в предписании в течение 1 суток, не установлен действующим законодательством и не является достаточным для установки нового дорожного знака, в связи с учетом времени, необходимого для надлежащего оформления разрешительной документации, согласования и утверждения дислокации дорожных знаков, определения поставщика материалов путем проведения торгов, а также проведения земляных работ.
Кроме того, в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" издан порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письма МВД РФ от 02.08.2006.13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 N 01-29/5313).
Согласно п. п. 1.1, 1.4, 2.2, 3.2, 4.2, 5, 6 указанного порядка проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п. 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Техническое задание на проектирование составляется и утверждается заказчиком. Проект организации дорожного движения должен содержать, в том числе, схемы расстановки технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, каждый владелец автомобильных дорог (федеральный, региональный, орган местного самоуправления и т.д.) вправе установить нормы организации средств дорожного движения.
Согласно Постановлению Мэрии г. Кызыла №263 от 24.03.2016 г. «Об утверждении Технического задания на текущее содержание технических средств организации дорожного движения на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на период с 01.01.2016г. по 31.12.2016 г.» (в ред. от 07.06.2016г.) (далее -Техническое задание) содержание объектов технических средств организации дорожного движения (светофорные объекты, дорожные знаки, разметка, комплексы систем видеофиксаций, информационные щиты и указатели, пешеходные ограждения), оперативное изменение схем организации дорожного движения, обустройство дорожными знаками и указателями производится на основании настоящего технического задания и заданий Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла, ОГИБДД УМВД по г.Кызылу, с учетом требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2204, ГОСТ Р 52282-2004, ГОСТ 52290-2004. Работы должны быть выполнены в установленный срок по техническому заданию.
Согласно постановлению Мэрии г. Кызыла от 07.06.2016 г. № 581 «О внесении изменений и дополнений в постановление Мэрии г. Кызыла от 24.03.2016 г. № 263 «Об утверждении технического задания на текущее содержание технических средств организации дорожного движения на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» установлен срок выполнения проектных и строительных работ, в том числе установки дорожных знаков в течение 120 дней.
Кроме того, согласно данному техническому заданию на 2016 год предусмотрено: эксплуатация дорожных знаков - 300 шт., установка дорожных знаков - 370 шт., установка одного знака на одной стойке - 6 шт., установка двух знаков на одной стойке - 60 шт., установка знаков на Г-образной стойке - 32 шт. (Г- образная опора - это массивная конструкция, выполненная в форме буквы Г, от чего и приняла своё название), замена дорожных знаков - 50 шт., строительство светофорных объектов - 1 шт., реконструкция светофорных объектов - 1 шт., и т.д. на субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам выделяемых из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2016 года, в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Решением Хурала представителей г. Кызыла от 30.12.2015 N 198 (ред. от 17.02.2016) "О бюджете городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" на 2016 год", постановлением мэрии г.Кызыла от 19.03.2015 г. № 269 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг на получение субсидий из бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Правовой статус стандартов в Российской Федерации определяется как документы, которые не имеют обязательного характера и применяются на добровольной основе, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В предписании не указано на несоблюдение Мэрией г. Кызыла требований каких-либо технических регламентов, носящих обязательный характер.
Просит признать незаконным предписание главного государственного инспектора по БДД ОГИБДД УМВД РФ по г. Кызылу У от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца П иск полностью поддержала.
Представитель административного ответчика УМВД РФ по г. Кызылу К с иском не согласился, пояснив, что срок для установления знаков приоритета определен нормативными документами.
Административный ответчик - главный государственный инспектор по безопасности дорожного движения по г. Кызылу У в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени извещен.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 1 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона Республики Тыва от 28.11.2008 N 966 ВХ-2 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Тыва" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьями 12 и 58 Устава городского округа "город Кызыл Республики Тыва" предусмотрено, что к вопросам местного значения г. Кызыла относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление автомобильной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, мэрия г. Кызыла выступает заказчиком, организует и обеспечивает финансирование строительства, реконструкцию и ремонт дорог за счет собственных или привлеченных средств, кредитов банка, местных займов.
В силу п. 3 ст. 28, ст.49 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и пункта 2.1 Положения о Мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 23.07.2013 N 498, Мэрия г. Кызыла является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Кызыл Республики Тыва".
Мэрия выступает заказчиком, организует и обеспечивает финансирование строительства, реконструкцию и ремонт дорог за счет собственных или привлеченных средств, кредитов банка, местных займов; привлекает предприятия и организации, расположенные на подведомственной территории, к строительству инженерных сооружений, сетей, дорог и других объектов общего пользования (ст. 58 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва").
Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 21ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется, в том числе, право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Согласно подп. «б» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, устанавливает, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ 52289-2004 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах (далее, кроме раздела 8, - дорогах).
Согласно "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597 (п. 5.1.2); на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24 по ГОСТ Р 52290, установленные справа от проезжей части, дублируют (п. 5.1.6).
В силу п. 4.1.1 ГОСТ Р50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток (п. 4.1.5).
Дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 2.4 «Уступите дорогу» являются знаками приоритета (Приложение N 1 к ПДД РФ, ГОСТ Р 52289-2004).
Из материалов дела следует, что 03.10.2016 года главным государственным инспектором по безопасности дорожного движения по г. Кызылу У Мэрии г. Кызыла в целях обеспечения безопасности дорожного движения выдано предписание о выполнении в течение суток работ по восстановлению дорожных знаков приоритета 2.4 «Уступите дорогу» и 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» в соответствии с требованиями ГОСТов на перекрестке улиц <адрес>, справа во всех направлениях.
Актом выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла от 10 октября 2016 года установлено, что в нарушение требований п. 5.1 ГОСТа Р 52289-2004 и п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93 на перекрестке улиц Суворова<адрес> (во всех направлениях) отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 2.4 «Уступите дорогу».
Актом выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла от 16 декабря 2016 года установлено, что в нарушение требований п. 5.1 ГОСТа Р 52289-2004 и п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93 по <адрес> перед пересечением с <адрес> (в западном направлении) отсутствует дорожный знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой».
Доказательств невозможности выполнения предписания в установленный срок Мэрией г. Кызыла не представлено, а одна формальная ссылка о неисполнимости предписания в установленный срок в связи с порядком финансирования Мэрии г. Кызыла и проведением торгов на основании Федерального закона от 05.04.2013 н. №44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг» не может быть признана состоятельной для признания незаконным предписания, так как это не отвечает положениям ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 196-ФЗ о том, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Более того, предписание не исполнено и не начаты работы по его исполнению также и на момент рассмотрения спора, при этом истцом не приведено каких-либо причин, объективно препятствующих исполнению предписания до настоящего времени.
Таким образом, исходя из вышеприведенных обязательных к исполнению нормативных актов, требования, содержащиеся в предписании, являются законными, поскольку названными нормативными актами прямо указано, что замену или восстановление поврежденных дорожных знаков приоритета следует осуществлять в течение суток после обнаружения.
Довод об отсутствии прямого указания в законе сроков исполнения мероприятий по устранению недостатков улично-дорожной сети является не состоятельным, поскольку согласно п. 4.1.5 ГОСТ Р50597-93 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
Также неправомерно утверждение истца о том, что согласно паспорту автомобильной дороги по <адрес> на ней ранее не имелось указанных в предписании дорожных знаков, в связи с чем выполнение указанных работ не может считаться восстановлением поврежденных знаков, так как из приложенных к акту выявленных недостатков фотографий следует, что в восточном направлении имеется дорожный знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», следовательно, такой же знак должен быть и в западном направлении.
Таким образом, выданное в адрес Мэрии г. Кызыла предписание является законным и обоснованным, указанный срок является достаточным для исполнения, поскольку соответствует требованиям п. 4.1.5 ГОСТ Р50597-93 в части восстановления поврежденного дорожного знака приоритета.
Учитывая, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, не нарушает прав и законных интересов истца, порядок выявления нарушения и вынесения оспариваемого предписания не был нарушен, требование Мэрии г. Кызыла не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Мэрии г. Кызыла к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кызылу, главному государственному инспектору по безопасности дорожного движения по городу Кызылу Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кызылу У об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2016 года.
Судья Л.Т. Сватикова