Решение по делу № 2-987/2013 от 16.10.2013

дело № 2-987/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск 31 октября 2013 г.

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,

с участием истца Туевой Н.М., ее представителя Казукова С.А.,

представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Иванова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туевой ФИО7 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о понуждении к включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно,

установил:

Туева Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (далее УПФ РФ в г. Козьмодемьянске) о признании незаконным отказа во включении в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии «<данные изъяты> <адрес> РМЭ из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца и периодов обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды работы в специальный стаж в льготном и календарном исчислении. В обоснование иска Туева Н.М. указала, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ не включил в ее специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии <данные изъяты> <адрес> РМЭ, а также периоды обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Решение УПФ считает незаконным в части невключения в специальный стаж указанных периодов работы, поскольку истица осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и занимала должность, относящуюся к среднему медицинскому персоналу. При этом указание на наименование организации, ее ведомственную принадлежность, форму собственности не является основанием для исключения периодов работы в этой организации из специального стажа. Поскольку в период обучения на курсах по переподготовке и квалификации кадров, за истицей сохранялась место работы и средняя заработная плата, этот период также подлежит включению в специальный стаж.

В суде истец Туева Н.М. и ее представитель Казуков С.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель истца пояснил, что независимо от того, в каком учреждении государственном или негосударственном работала истица, если она осуществляла лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения, этот период работы подлежит включению в специальный стаж

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Иванов А.В. с иском не согласился, пояснил, что в период обучения на курсах по подготовке кадров истица непосредственно не осуществляла лечебную деятельность, в связи с обучением с отрывом от производства не выполняла нормы рабочего времени, а значит, включение указанных периодов противоречит закону. Коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие <данные изъяты> <адрес> не относится к лечебно-профилактическим учреждениям, предусмотренным Списком 1991 г. и не является структурным подразделением какого-либо лечебно-профилактического учреждения. Работа в данном предприятии в спорный период по условиям, режиму и интенсивности работы существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, в связи с чем не может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На момент обращения Туевой Н.М. в УПФ ее специальный стаж составил менее 30 лет, что недостаточно для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Туева Н.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ в г. Козьмодемьянске от 01 августа 2013 г. № 12 истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у него требуемого специального стажа.

Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период работы истицы в должности фельдшера в коллективно-долевом сельскохозяйственном предприятии <данные изъяты> <адрес> Республики Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Не были зачтены в специальный стаж периоды обучения Туевой Н.М. на курсах переподготовки и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Туева Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера, медсестры физиокабинета в коллективно-долевом предприятии <данные изъяты> переименованном позднее в сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственную артель <данные изъяты>

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Перечень структурных подразделений, работа в которых дает право на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год за год и шесть месяцев, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, применяются буквально и расширенному толкованию не подлежат. За периоды работы до вступления в силу Постановления Правительства № 781 (до 14 ноября 2002 г.) в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П может применяться ранее действовавшие нормативные акты. Таким образом, для исчисления специального стажа медицинским работникам за периоды работы до 01 ноября 1999 г. может применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, за периоды работы с 01 ноября 1999 г. по 13 ноября 2002 г. - Постановление Правительства от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, а также разъяснение, содержащееся в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд приходит к выводу о возможности применения к спорным периодам работам истицы действовавшего в тот момент пенсионного законодательства, а именно положений Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Постановления Правительства от 22 сентября 1999 г. № 1066.В соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, а также во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Таким образом, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 коллективно-долевое предприятие либо сельскохозяйственный производственный кооператив к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены быть не могут, следовательно, ответчиком обоснованно отказано во включении в специальный стаж истицы периода ее работы фельдшером коллективно-долевого предприятия «Кугушерский» Сернурского района Республики Марий Эл. Оснований для удовлетворения исковых требований в части понуждения ответчика включить в специальный стаж Туевой Н.М. периода работы в должности фельдшера КПК «Кугушерский» не имеется.

Довод стороны истца, что, работая фельдшером, Туева Н.М. осуществляла лечебную деятельность, не может являться основанием для включения спорного периода работы в ее специальный стаж.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 29 января 2004 г. № 2-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 г. № 84-О и от 29 января 2009 г. № 67-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. № 1183-О-О).

При определении права лица, обращающегося за назначением досрочной трудовой пенсии, учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно справке ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница» № 57 от 08.05.2013 г. Туева Н.М. обучалась на курсах по переподготовке и квалификации кадров в период работы в должности старшей медицинской сестры операционной хирургического отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В данные периоды за ней сохранялась заработная плата и место работы, а значит, на все доходы начислялись страховые взносы.

При таких обстоятельствах в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами указанные периоды обучения Туевой Н.М. на курсах повышения квалификации, как периоды, признаваемые законом трудовой деятельностью, подлежит зачету в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении. Следовательно, решение УПФ в г. Козьмодемьянске в части отказа во включении Туевой Н.М. периодов ее нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров следует признать незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Туевой ФИО8 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в назначении Туевой ФИО9 досрочной трудовой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периодов нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл включить Туевой ФИО10 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.Г. Шахова

решение принято в окончательной форме 01 ноября 2013 г.

2-987/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Туева Н.М.
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фона в Горномарийском районе
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
16.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2013Передача материалов судье
17.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2013Судебное заседание
31.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2013Дело оформлено
05.02.2014Дело передано в архив
31.10.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее