Решение по делу № 12-65/2016 от 28.10.2016

№ 12-65/2016

        РЕШЕНИЕ

14 ноября 2016 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Гаврилова А.В. на постановление судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 октября 2016 года, которым

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Горно-Алтайску, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

31 августа 2016 года судьей Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласился представитель Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Гаврилов А.В. Заявитель в жалобе просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права, допущенных при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитников Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску Гаврилова А.В., Бородину Т.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Алтай Елисееву Т.М., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.

Пунктами 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, имеют право на получение первой помощи и медицинской помощи, в том числе при необходимости в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 года медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п. 2 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей инструкцией.

При этом согласно п. 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.

В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2 и 8.3).

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.19 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Горно-Алтайску, утвержденного приказом МВД по Республике Алтай 01.06.2011 года, Отдел обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.

Согласно п.п. 11.3, 11.6 Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по городу Горно-Алтайску, изолятор организует медико-санитарное обеспечение в изоляторе. Осуществляет взаимодействие с лечебными учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения города Горно-Алтайска в случае помещения на стационарное лечение лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в изоляторе.

Для выполнения данных задач в изоляторе создана в качестве структурного подразделения Медицинская часть ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по г. Горно-Алтайску и оборудован медицинский кабинет.

Медработник ИВС организует и осуществляет медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС.

30 июня 2015 года Отделом МВД России по городу Горно-Алтайску была получена на осуществление медицинской деятельности лицензия № ФС-04-01-000156-15 на оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании Распоряжения ТОРосздравнадзора по Республике Алтай от 19 июля 2016 года № П02-158/16 в период со 02 по 18 августа проведена плановая выездная проверка Отдела МВД Росси по г. Горно-Алтайску. По результатам проверки 18 августа 2016 года составлен акт проверки, а 26 августа 2016 года – протокол по делу об административном правонарушении.

Согласно акту проверки и протоколу об административном правонарушении, в ходе проведенной проверки ТОРосздравнадзора по Республике Алтай были установлены нарушения требований Положения о лицензировании медицинской деятельности, которые выразились: не представление оборотной ведомости, в которой отражено оборудование, необходимое для выполнения работ (услуг) разрешенных лицензией (п.п. «б» п. 4); в отсутствии у заведующей (начальника) медицинской части ИВС Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску ФИО1 сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» и необходимого стажа работы (п.п.,п.п. «в», «г» п. 4); в отсутствии документов, подтверждающих проведение технического обслуживания медицинского оборудования (п.п. «е» п. 4). Также нарушения выразились в несоответствии оснащения кабинета врача-терапевта требованиям Приказа Минздрава РФ от 15 ноября 2012 № 923н (п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности), а именно в отсутствии медицинского оборудования; несоблюдении порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении (п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности); отсутствии специального журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения от 17 июня 2016 года № 378н (п.п. «в1» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай при рассмотрении материалов дела обоснованно не признал в качестве нарушения требований Положения о лицензировании медицинской деятельности «недостатки» отмеченные в акте проверки и административном протоколе по делу, в частности, такие, как отсутствие у заведующей (начальника) медицинской части ИВС Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску ФИО1 необходимого стажа работы (п.п. «г» п.4); отсутствие документов, подтверждающих проведение технического обслуживания медицинского оборудования (п.п. «е» п. 4); отсутствие специального журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения от 17 июня 2016 года № 378н (п.п. «в1» п. 5); не представление оборотной ведомости, в которой отражено оборудование, необходимое для выполнения работ (услуг) разрешенных лицензией (п.п. «б» п. 4).

Вместе с тем, судья пришел к выводу о том, что Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску было допущено нарушение п.п. «б» п. 4, п.п., п.п. «а», «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которые выразились в отсутствии: у заведующей медицинской частью сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (п.п. «б» п. 4), в отсутствии необходимого медицинского оборудования кабинета терапевта (п.п. «а» п. 5) и несоблюдении порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении (п.п. «б» п. 5), а поэтому, признав Отдел МВД России по г. Горно-Алтайску виновным, привлек его к административной ответственности.

В то же время, полагаю, что по настоящему делу Отдел МВД России по г. Горно-Алтайску подлежит освобождению от административной ответственности, учитывая следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из постановления судьи следует, что Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску было допущено нарушение п.п. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которые выразились в отсутствии: у заведующей медицинской частью сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Как следует из материалов дела, при получении лицензии Отделом МВД в 2015 году штат медицинской части состоял из одного работника - заведующего медицинской частью. На должность заведующего по совместительству был принят ФИО2, который будучи врачом терапевтом имел сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». После увольнения ФИО2 на должность заведующего была принята по совместительству ФИО1, врач - терапевт, которая не имела сертификата специалиста по указанной специальности.

В этой связи, согласно пояснениям представителя Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску и представленных справок с отдела кадров МВД по Республике Алтай и телекомпании «Планета сервис», указанными органами делались объявления на сайте МВД и канале телевидения о приглашении на работу врача - терапевта на должность заведующего медицинской частью ИВС Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску с сертификатом специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», но из-за размера заработной платы и отсутствия каких-либо льгот сотрудника подобрать на указанную должность до настоящего времени не удалось.

При таких обстоятельствах полагаю, что Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску были приняты все зависящие от него меры по устранению нарушения лицензионного требования и он должен быть освобожден в этой части от административной ответственности.

Полагаю, что нарушения п.п. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности - отсутствии необходимого медицинского оборудования кабинета терапевта по делу не допущено, так как в ИВС Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску создание кабинета терапевта не предусматривалось, это обстоятельство не опровергнуто какими-либо доказательствами, оказание медицинской помощи по профилю «Терапия» производилась в ИВС в объеме, предусмотренном Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 года.

Пунктом 2 вышеназванного приказа (в редакции Приказа МВД РФ N 996, Минздравсоцразвития РФ N 1025н от 24.12.2009) предписывалось министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО МВД России, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать работу по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - ИВС), в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной настоящим Приказом.

В Приложение № 1 к данной инструкции приведен перечень медицинского оборудования, необходимого для медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. Как следует из акта проверки ТОРосздравнадзора по Республике Алтай, каких-либо замечаний в этой части акт не содержит.

Из пояснения представителей Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску следует, что согласно вышеназванным приказам осуществляется финансовое обеспечение ИВС по нормам положенности, расходов на оснащение кабинета терапевта по вышеназванным причинам не предусматривалось.

При таких обстоятельствах полагаю несостоятельным вывод о том, что Отдел МВД России по г. Горно-Алтайску допустил нарушения п.п. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно статье 87 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 232-ФЗ) контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах: государственного, ведомственного, внутреннего контроля.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является нарушением лицензионных требований.

Из постановления следует, что Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску не соблюдается порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении, чем нарушен п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности

Данный вывод нахожу необоснованным, так как он опровергается представленным в материалы дела приказом врио начальника Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску №153 от 08 августа 2016 года, которым на заведующую медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску ФИО1 возложена обязанность по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также представлен план работы медицинского работника ИВС на 2016 год. Указанные документы свидетельствуют о наличии в Отделе МВД России по г.Горно-Алтайску внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на момент проверки.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что вина Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ является не доказанной, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии доказательств не принятия Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации о лицензировании медицинской деятельности.

Также следует иметь в виду, что частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Согласно примечанию к данной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291, указано, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». К указанным последствиям могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела не содержится сведений о том, что установленные в ходе проверки нарушения повлекли наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, материалами дела не доказано наступление последствий, а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

При таких обстоятельствах нахожу, что материалами дела не доказано осуществление Отделом МВД России по г. Горно-Алтайску медицинской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и повлекших наступление последствий, а именно возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление судьи в отношении Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску подлежит отмене, а производство по делу прекращению из-за отсутствия состава административного правонарушения ( п.2 ч.1ст.24.5 КоАП РФ)

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

                                                РЕШИЛ:

постановление судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 03 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить.

Судья Верховного суда

Республики Алтай                                                  Б.Е. Антух

12-65/2016

Категория:
Административные
Другие
отдел МВД России по г.Горно-Алтайску
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Статьи

19.20

Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
01.11.2016Материалы переданы в производство судье
10.11.2016Судебное заседание
14.11.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее