дело № 2-702/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 01 августа 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Ерофеевой Н.Н.,
с участием представителя Марийского межрайонного природоохранного прокурора Полатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» об очистке территории городского округа от отходов производства и потребления,
установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенные на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл. В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в результате проведенной Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» установлено, что администрацией указанного муниципального образования принимаются недостаточные меры по очистке территории городского округа от отходов производства и потребления, а именно, выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные по обеим сторонам оврага в 15 метрах от <адрес> примерной площадью 100 кв.м и 150 кв.м с географическими координатами 56.334650, 46.556777 и 56.334132 и 46.557212. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наличие на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, состоящих из старых досок, обгоревших бревен, веток деревьев и кустов, пластмассовых бутылок, полиэтиленовых и бумажных пакетов, картонных коробок, стеклянных бутылок, железных банок и другого бытового мусора, бездействие со стороны администрации по организации ликвидации этих свалок создает угрозу неблагоприятного воздействия отходов потребления на здоровье неопределенного круга лиц, окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является грубым нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства.
Представитель Марийской межрайонной природоохранной прокуроры Полатова А.А. судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержала, просила обязать ответчика ликвидировать указанные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора в г. Козьмодемьянске в срок до 30 сентября 2016 года.
Ответчик администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о времени и месте рассмотрения дела извещен, представителя в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, возражений по существу заявленных требований не выразил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, использовавшего по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
Как усматривается из материалов дела, заявление природоохранным прокурором подано в защиту неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Из представленных материалов дела следует, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
В ходе проверки установлено, что на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» принимаются недостаточные меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, а именно, природоохранной прокуратурой выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов по обеим сторонам оврага, что в 15 метрах от <адрес>. Свалки имеют следующие географические координаты расположения: 56.334650, 46.556777 и 56.334132 и 46.557212.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные, атмосферный воздух.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территория муниципального образования подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В п. 24 ст. 6 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов также отнесена к вопросам местного значения муниципального образования.
Судом установлено, что в нарушение изложенных требований федерального законодательства администрация МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» указанные полномочия выполняет ненадлежащим образом, о чем свидетельствует акт осмотра от 24 мая 2016 г., которым выявлено наличие на территории земельного участка, расположенного в 15 метрах от <адрес> несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора.
Названные нарушения требований природоохранного законодательства негативно влияют на окружающую среду и могут привести к деградации почв, водных и других природных ресурсов, что в свою очередь создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Исходя изложенного, принимая во внимание, что ответчиком в нарушении требований статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств исполнения обязанностей по выполнению требований природоохранного законодательства, притом, что наличие указанных свалок бытовых отходов и мусора ответчик не оспаривает, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению. Учитывая характер исковых требований, необходимый для их исполнения период времени, отсутствие возражений со стороны ответчика, суд находит разумным для устранения допущенных нарушений установить срок до 30 сентября 2016 года.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в срок до 30 сентября 2016 года ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные по обеим сторонам оврага в 15 метрах от <адрес> Республики Марий Эл, с географическими координатами 56.334650, 46.556777 и 56.334132 и 46.557212.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 02 августа 2016 г.