Дело № 2-1390/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Стрюковой Е.С.,
при секретаре Шестаковой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «**» об устранении нарушений жилищного законодательства,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «**» об устранении нарушений в жилищном законодательстве, просит обязать ответчика создать общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии в количестве **тонн незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу и поддерживать объем в течение всего отопительного сезона ** годов.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса проведена проверка деятельности ответчика. Установлено, что с * года на территории муниципального образования «*» осуществляет деятельность одна теплоснабжающая организация – ООО «**». Для целей теплоснабжения ответчик эксплуатирует три муниципальных котельных. Посредством указанных котельных осуществляется теплоснабжение населения (* граждан), проживающего в * многоквартирных домах, а также объектов социальной инфраструктуры, в том числе двух школ и двух детских садов, двух административных зданий, зданий поликлиники и спортивного комплекса. Для выработки тепловой энергии на указанных котельных предусмотрено использование двух видов твердого топлива – каменного угля и дров. Применение иных видов топлива не предусмотрено. На момент проверки у ответчика имеются договорные отношения с третьими лицами на поставку топлива, ** года ответчиком объявлен конкурс на приобретение топлива в виде дров. Согласно представленному ответчиком расчету нормативного запаса топлива, нормативный неснижаемый запас топлива (ННЗТ) на * суток для общества составляет ** тонны угля, ** куб.м. дров, нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) на * суток для общества составляет ** тонны угля, дров ** куб.м.. С * **года на основании решения Арбитражного суда ответчик находится в стадии банкротства, открыто конкурсное производство. Несмотря на то, что ННЗТ в размере ** тонн угля у ответчика создан, НЭЗТ по состоянию на ** года создан только на * суток, поставки топлива снижаются, при условии понижения температуры атмосферного воздуха, потребление топлива увеличивается, при условии отсутствия общего нормативного запаса топлива ООО «**» создается угроза срыва отопительного сезона ** годов. Неосуществление теплоснабжающей организацией необходимых мероприятий по обеспечению наличия общего нормативного запаса топлива (ОНЗТ) в установленном размере на источниках тепловой энергии может явиться причиной предоставления предприятием коммунальных услуг населению ненадлежащего качества, а в дальнейшем может повлечь прекращение подачи тепла и привести к возникновению чрезвычайной ситуации на территории рп. *.
В судебном заседании прокурор ** исковые требования поддержала в полном объеме по тем же основаниям. Указала, что при формулировании исковых требований допущена техническая ошибка: не указан вид топлива - уголь.
Представители ответчика ООО «**» ** и ** указали, что требования прокурора Вельского района не являются законными. Норма, обязывающая хранить в течение всего отопительного сезона ОНЗТ, отсутствует. Законодатель разделил общие нормативные запасы. Обеспечить постоянное наличие необходимо только неснижаемого запаса. Эксплуатационный свойством неприкосновенности не обладает. Он создается один раз, на момент начала отопительного сезона. На лето оставлять такое значительное число угля не выгодно экономически, а также пожароопасно. Уголь – легковоспламеняющийся материал, имеет свойство самовозгорания. В случае воспламенения летом * тонн угля будет чрезвычайная ситуация. Котельные расположены в непосредственной близости от жилых домов. В тариф не заложено поддержание ОНЗТ, как этого требует прокурор. Нормативный неснижаемый запас есть, угроза срыва отопительного сезона отсутствует. Кроме того, отсутствует техническая возможность хранить запас угля в соответствии с требованиями прокурора.
Представитель третьего лица администрации МО «**» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, против удовлетворения требований не возражал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов (п.1ч.1 ст.3 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года).
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 4.5.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).
Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.
Пп. 9 п. 9 Постановления Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 128-пп «Об утверждении Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» предусмотрено, что в сфере ведения министерства относится, в том числе, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 31.10.2012 № 92-пн «О нормативах запасов топлива» регламентируется порядок их создания, которым необходимо руководствоваться до момента установления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии теплоснабжающим организациям при определении нормативных запасов топлива.
В судебном заседании установлено, что согласно заключенному с администрацией МО «**» договору № ** от ** года ответчик является арендатором муниципальных котельных, находящихся в рп. * по адресам: ул. *, д. *, ул. *, д. *, ул. *, д. *.
Согласно техническим характеристикам используемых котлов к видам используемого топлива при их работе относятся каменный уголь, дрова, торфобрикеты.
** года между ответчиком и ООО «**» заключен договор на поставку каменного угля для нужд ООО «**», количество товара составляет * тонн. Графиком поставки на * год предусмотрены поставки каменного угля по договору в период с июля по ноябрь * года по * тонн, в * года * тонн.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2016 года по делу № ** ООО «**» признано несостоятельным (банкротом). Определением от 8 ноября 2016 года утвержден конкурсный управляющий ООО «**» арбитражный управляющий **..
Отопительный период ** года на территории муниципального образования «*» начат с ** года (постановление администрации * городского поселения от ** года № *).
** года между ответчиком и ООО ТК «**» заключен договор № ** поставки угольной продукции в количестве * тонн.
** года между ответчиком и ООО «**» заключен договор № ** о поставке в **года * тонн угля.
** года заключено дополнительное соглашение к договору № ** от ** года, по которому увеличена поставка угольной продукции до * тонн.
** года между ООО «**» и ООО «**» заключен договор, по условиям которого ООО «**» по заявлению ООО «**» при введении режима повышенной готовности на территории п. * Вельского района Архангельской области, при угрозе срыва отопительного сезона **годов, обязуется со склада, расположенного в г. Вельске, поставить обществу каменный уголь в количестве не более * тонн.
Согласно инвентаризационной описи ООО «**» № * от ** года в наличии у общества * куб. м. дров и ** тонн угля.
По сообщению министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от ** года, норматив удельного расхода топлива на отпущенную с коллекторов тепловую энергию для котельных ООО «**» на * год не был утвержден, размер нормативного запаса топлива определяется на основании постановления правительства Архангельской области от 31 октября 2012 года № 92-пн.
Арбитражным управляющим ООО «**» утвержден расчет норматива запаса топлива на котельных ООО «**» на * год, он составляет: ННЗТ: уголь – **, дрова – **, НЭЗТ: уголь – **, дрова – **, ОНЗТ: уголь – **, дрова – **.
Справкой ООО «**» подтверждено наличие по состоянию на утро ** года запаса топлива в ООО «**»: уголь каменный – * т, в том числе на площадках котельных п. * – * т и в ж.д. тупике ст. * – * т., дрова – * куб.м., запас на ** суток, поставка угля в количестве * вагонов ожидается ориентировочно ** года (* т).
Исследованными доказательствами установлено, что ответчиком осуществляется теплоснабжение на территории муниципального образования «Кулойское», для осуществления своей деятельности ООО «**» заключены договоры на поставку угольной продукции, а также договор топливного обеспечения.
Запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Факт наличия неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных ответчика подтверждается материалами дела.
Федеральный закон «О теплоснабжении» устанавливает, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному сезону осуществляется, в том числе, в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (ст. 20). Пункт 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 устанавливает, что в целях готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному сезону должны быть проверены наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.
Приведенные нормы определяют обязанность создания к моменту начала отопительного сезона нормативных запасов топлива, а не только неснижаемого нормативного запаса топлива. Фактически представители ответчика признают необходимость создания нормативного эксплуатационного запаса топлива на начало отопительного сезона. При этом доказательств фактического создания данного запаса суду не представлено. Кроме того, стороной ответчика признано, что с момента начала отопительного периода нормативный эксплуатационный запас топлива не был создан.
Ответчиком указано, что нет угрозы срыва безаварийной работы объектов теплоснабжения. В прошлый отопительный период имели место чрезвычайные обстоятельства: обрушение моста, затруднившее доставку топлива, аварийный режим работы АО «* «*». В подтверждение указанных доводов представлены соответствующие доказательства.
Вместе с тем законодатель установил требования готовности к отопительному периоду, отопительный период на территории муниципального образования «*» начат с ** года, но на момент рассмотрения спора общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии в п. * отсутствует. При этом установлено, что до начала отопительного периода, а также в течение первых месяцев (до даты судебного разбирательства) общий нормативный запас топлива не был создан.
Невыполнение ответчиком самостоятельно предусмотренной законодательством обязанности по подготовке к отопительному сезону является основанием для удовлетворения требований прокурора в данной части.
В остальной части исковые требования сформулированы таким образом, что предполагают наличие общего нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии в полном объеме на дату окончания отопительного периода.
В данной части прокурор основывает свои требования на Приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 22 августа 2013 г. № 469 «Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон». Указанный порядок устанавливает правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, и распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев тепловых электростанций.
Тепловая электростанция – это электростанция, преобразующая химическую энергию топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло. Электростанция – энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии и тепла (ГОСТ 19431-84).
Установка котельная – это совокупность котла и вспомогательного оборудования. Котел – конструктивно объединенный в одно целое комплекс устройств для получения пара или для нагрева воды под давлением за счет тепловой энергии от сжигания топлива, при протекании технологического процесса или преобразовании электрической энергии в тепловую (ГОСТ 23172-78).
Таким образом, понятия тепловая электростанция и установка котельная не тождественны.
Доказательств наличия у ответчика на каком-либо праве тепловой электростанции не представлено.
Кроме того, Порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, предусматривает, что владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой на летний период, вправе не рассчитывать НЭЗТ на 1 мая, 1 июня и 1 июля, при этом нормативы запасов топлива на III квартал должны обеспечивать равномерное восстановление НЭЗТ до 1 октября соответствующего года (п.16), не создавать запасы ННЗТ на период такой остановки, и владельцы тепловых электростанций в месяцы, не относящиеся к отопительному периоду вправе не создавать запасы ННЗТ в объеме, необходимом для энергоснабжения потребителей, указанных в абзаце втором пункта 8 настоящего порядка (п. 20).
В соответствии со ст.ст. 195-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (за пределы заявленных требований суд может выйти только в случаях, предусмотренных федеральным законом) и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
С учетом изложенного исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «**» подлежат частичному удовлетворению. Суд обязывает Общество с ограниченной ответственностью «**» создать общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии в количестве ** тонн угля. Оснований для удовлетворения иска в остальной части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «**» удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «**» создать общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии в количестве ** тонн угля.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Е.С. Стрюкова