Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лисовской В.В.,
при секретаре Козловой Т.В.,
с участием истца Федорова Д.В.,
представителя истца Лапиной К.И. – помощника прокурора Дзержинского района г. Перми, действующей на основании служебного удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах Федорова ФИО9 к Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
<Адрес> обратился в суд с иском в интересах Федорова Д.В. к <Адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в черте <Адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Федоров Д.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – мать Беляева Т.А. и отец Федоров В.Л. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении четырех несовершеннолетних детей, в том числе Федорова Д.В. На основании постановления администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Федоровым Д.В. установлена опека Федоровой И.М. Распоряжением главы администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федоров Д.В. помещен в приемную семью Федоровой И.М. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федоров Д.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании решения комиссии Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Федоров Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда <Адрес>. Жилые помещения за истцом не закреплялись. Жилья на праве собственности истец не имеет. Жилое помещение специализированного жилищного намай до настоящего времени истцу не предоставлено. Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О специализированном жилищном фонде <Адрес>», просит удовлетворить заявленные требования.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что на момент рассмотрения дела судом жилым помещением не обеспечен, просит иск удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила предоставить Федорову Д.В. жилое помещение по договору специализированного найма на территории <Адрес>.
Ответчик – <Адрес> - представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 65), просил рассмотреть дело без участия представителя. Из ранее представленных возражений следует, что с исковыми требованиями не согласен. Полагает, что оснований для предоставления истцу жилья на сегодняшний день не имеется, поскольку права истца не нарушены, так как истец поставлен на соответствующий учет. Предоставление жилья осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление жилого помещения без учета очередности нарушит права лиц, поставленных на учет ранее истца (л.д. 21-23).
Третье лицо – Министерство социального развития <Адрес>, представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 67), просит рассмотреть дело без участия представителя, поддерживает возражения <Адрес> (л.д.75).
Третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес>, представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом (л.д. 69), просит рассмотреть дело без участия представителя. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, считает, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в порядке очередности. Истец включен в соответствующий список. Предоставление Федорову Д.В. жилого помещения без учета очередности нарушит права других детей-сирот, включенных в список раньше истца, что является недопустимым (л.д. 71-73).
Третье лицо –Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <Адрес> (далее Управление) о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом (л.д. 68), своего представителя в суд не направило, представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 79).
Заслушав лиц, участвующих в деле, учитывая возражения ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Федоров Д.В. обратился к прокурору с просьбой предъявить в его интересах настоящий иск (л.д.5), в связи с чем, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах истца.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Федоров Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 52 – свидетельство о рождении), на дату обращения в суд с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2) достиг 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – Беляева Т.А. и отец Федоров В.Л. на основании решения Дзержинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении несовершеннолетних детей, в том числе, Федорова Д.В. родительских прав (л.д. 51).
На основании постановления администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Федоровым Д.В. установлена опека Федоровой И.М. (л.д. 10).
Распоряжением главы администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федорова И.М. освобождена от исполнения обязанностей опекуна несовершеннолетних Федоровых, назначена их приемным родителем, Федоров Д.В. помещен в приемную семью Федоровой И.М. (л.д. 12).
На основании заявления Федоровой И.М. и Распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Федоров Д.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 12,48).
На основании решения комиссии Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Федоров Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда <Адрес> (л.д. 45).
По данным ГУП «Центр технической инвентаризации <Адрес>», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> Федоров Д.В. жилых помещений на праве собственности не имеет, участие в приватизации жилья не принимал (л.д. 42,43,44).
Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> письмом от 29.07.2016г. в ответ на обращение прокурора сообщило, что на данный момент жилье Федорову Д.В. не предоставлено, заключение договора найма жилого помещения спецжилфонда будет осуществляться по мере продвижения по списку лиц из числа детей-сирот (л.д. 14).
Федоров Д.В. проживает и зарегистрирован (с ДД.ММ.ГГГГ) в жилом доме по адресу: <Адрес> (л.д.44, 53, 60).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ГБПОУ «Западно-Уральский технологический техникум» (л.д. 38).
Согласно письму отдела администрации городского округа ЗАТО <Адрес> в <Адрес> за несовершеннолетними Федоровыми, в том числе Федоровым Д.В., не закреплялось право пользования жилой площадью в поселке Дунай. Ранее семья Беляевой Т.А. (Федоровой) проживала в поселке Дунай в 1 комнатной квартире по <Адрес> в мае 1997 года Беляева Т.А. совместно с детьми снялась с регистрационного учета и убыла в <Адрес> (л.д.54).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Поскольку на дату разрешения спора истец не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, является нуждающимся в жилом помещении, требования прокурора о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1.3. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п (далее по тексту – Порядок), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца и представителя прокуратуры на ответчика следует возложить обязанность предоставить Федорову Д.В. на территории <Адрес> по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Суд также принимает во внимание, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения, суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
В соответствии с положениями п.п. 1, 8, 14 статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляющее руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; обеспечивает исполнение бюджета Пермского края, контроль исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством и подготовку отчета о его исполнении для представления в Законодательное Собрание Пермского края.
Доводы возражений ответчика - Правительства Пермского края - на нарушение прав иных очередников, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, судом признаются несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Федорову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Лисовская В.В.
Копия верна. Судья Лисовская В.В.