Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны» Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны» РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны РФ.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что с 2004 года проживают в квартире по адресу: <адрес>, которая была предоставлена им ФГУ «Архангельская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.
Истцы обращались в ФГУ «Архангельская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, в Министерство обороны РФ с заявлениями о приватизации занимаемого ими жилого помещения, однако получили отказ, мотивированный тем, что у учреждения отсутствует зарегистрированное право оперативного управления. Истцы считают отказ в приватизации незаконным, просят признать за ними право собственности в порядке бесплатной приватизации на вышеуказанную квартиру, в равных долях - по 1/3 доле за каждым.
ФИО1, ФИО5, ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель истцов ФИО6, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51,52), исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства (л.д. 50).
Ответчики – ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны» Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили, письменную позицию по иску не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов и представителей ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд считает, что иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) - граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее – Пленум) усматривается, что исходя из преамбулы к ст. ст. 1, 2 Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями (п.8).
Соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона порядка оформления передачи жилого помещения обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации, со времени совершения которой и возникает право собственности граждан на жилое помещение).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возлагается обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5 Пленума).
Судом установлено, что истцы занимают квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения и ордера от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9-11,12).
В указанной квартире постоянно зарегистрированы и проживают: ФИО1, его жена – ФИО2, сын – ФИО3, что подтверждается выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом, копиями паспортов истцов (л.д. 13,14,22-23,24-26).
Квартира расположена на втором этаже, состоит из двух комнат, имеет общую площадь 59,5 кв.м., из нее жилую площадь 34,1 кв.м., что подтверждается техническим и кадастровым паспортами жилого помещения (л.д. 15-16, 17).
Права на объект недвижимого имущества (квартиру) по адресу: <адрес>, не зарегистрированы (л.д. 28,43).
ФИО1, ФИО2, ФИО3 в приватизации каких-либо жилых помещений не участвовали (л.д. 29-32,44-46), право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения не использовали.
ФИО1, желая приватизировать спорное жилое помещение, обратился к начальнику ФГУ «Архангельская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, но получил отказ, мотивированный тем, что за учреждением отсутствует зарегистрированное право оперативного управления (л.д. 18).
В соответствии со ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р ряд населенных пунктов был внесен в перечень закрытых военных городков, в числе таковых <адрес> не значится.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления служебного помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Решения об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду (служебному жилому помещению) администрацией Красногорского муниципального района не принималось (л.д. 47).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что статус служебного помещения в установленном законом порядке спорной квартире не присваивался, квартира на момент предоставления на территории закрытого военного городка не находилась.
В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из выписки из приказа начальника ФГУ «Архангельская КЭЧ района» Министерства обороны РФ №-к следует, что военнослужащий ФИО1 имеет стаж прохождения военной службы – 12 лет 11 месяцев 22 дня, уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Архангельской КЭЧ, всех видов обеспечения (л.д. 57).
Поскольку спорная квартира не находится на территории закрытого военного городка, статус служебного жилого помещения в установленном законом порядке квартире не присваивался, а между истцами и ответчиком фактически действует договор социального найма жилого помещения, препятствий для приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не имеется.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд считает, что иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью жилых помещений 58,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях – по 1/3 доле за каждым.
Решение является основанием для проведения государственной регистрации права собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на указанную квартиру.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Васильева Ю.О.