Судья Хорькова Л.А. Дело № 33-12707/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Кондратовой Т.А.
судей: Дмитриевой Е.С., Шинкаревой Л.Н.
при секретаре: Байчорове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 01 июля 2010 года кассационную жалобу ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России на решение Дмитровского городского суда Московской области от 08 апреля 2010 года по делу по иску Додунова Василия Алексеевича к ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России о взыскании пособия и оплаты отпуска,
заслушав доклад судьи Дмитриевой Е.С.,
объяснения Додунова В.А. и представителя истца –Пряхиной О.В., представителя ответчика – Васильева П.Н., представителя 3-го лица – Лавреневой Т.В.,
установила:
Додунов В.А. обратился в суд с иском к ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск.
В обоснование своих требований указал, что является работником Дмитровского филиала ГУ НПО «СТиС» МВД России - гражданским персоналом филиала федерального органа исполнительной власти, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С августа 2009 г. ему были прекращены выплаты денежных компенсаций, установленные Правилами финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Просил суд взыскать с ответчика невыплаченную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров на период с августа 2009 г. по март 2010 г. в размере 2 979 руб. 19 коп., ежегодную компенсацию на оздоровление за период с августа 2009 г. по март 2010 г. в размере 1130 руб. 70 коп., компенсацию за дополнительно оплачиваемый отпуск в 2009 году в размере 15 030 руб. 68 коп., проценты за нарушение сроков выплаты 429 руб. 91 коп., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что ГУ НПО «СТиС» входит в систему МВД России, Дмитровский филиал является обособленным подразделением, находится на самообеспечении. Его финансирование осуществляется через головное управление, куда поступают денежные средства из федерального бюджета.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения исковые требования поддержала.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 08 апреля 2010 года иск удовлетворен частично.
С таким решением ответчик не согласился, обжалует его в кассационном порядке, просит отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. №542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно
которой финансирование расходных обязательств Российской
Федерации по
возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки
военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных
органов и федеральных органов налоговой полиции, а также
пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от
места работы), подвергшимся радиационному воздействию,
осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам
исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и
приравненная к ней служба.
В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти (работники федеральных государственных учреждений).
В суде первой инстанции установлено, что в соответствии с Уставом, утвержденным приказом МВД России от 14.01.2010 г., ответчик - ГУ НПО «СТиС» МВД России является государственным бюджетным учреждением (некоммерческой организацией) с правом осуществления приносящей доход деятельности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя учреждения от имени Российской Федерации осуществляет МВД России, которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В состав учреждения входят четыре филиала, в том числе Дмитриевский, в котором работает истец, который является обособленным подразделением Учреждения, не являющимся в соответствии с ч.3 ст. 55 Гражданского Кодекса РФ самостоятельным юридическим лицом. Филиал не имеет самостоятельных лицевых счетов в органах Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и не финансируется МВД России, как главным распорядителем бюджетных средств. Оплата труда работников филиала осуществляется за счет прибыли зарабатываемой филиалом от осуществления свое деятельности.
Бюджетные средства на выплату денежных компенсаций, которые являются расходными средствами Российской Федерации, ответчику не поступали.
Суд при вынесении решения сослался на письмо управления социальной защиты населения от 04.09.2009 г., согласно которому истцу разъяснялось, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. №542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» выплаты денежных компенсаций, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС должны выплачиваться по месту работы, в связи с чем, выплаты по линии управления социальной защиты населения были прекращены.
Между тем, указанным Постановлением № 542 установлен порядок финансирования расходных обязательств, который осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Суд, принимая решение об удовлетворении требований истца, не выяснил порядок осуществления выплат денежных компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных п.6 Постановления №542.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в зависимости от установленного разрешить спор, постановив решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дмитровского городского суда Московской области от 08 апреля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: