Дело № 2-7779/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2016года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Главному Управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по <адрес> о восстановлении на учете в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий,
установил:
Истец обратился в суд с иском (с учетом его уточнения) к Главному Управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по <адрес> (далее – ГУ МЧС по РТ, ответчик) о восстановлении на учете в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий, указывая, что является <данные изъяты>. Считает, что состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ года на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии управления противопожарной службы МВД Республики Тыва. Он и его члены его семьи в приватизации жилья не участвовали, собственного жилья не имеют, состоят в очереди, как нуждающиеся в жилье с ДД.ММ.ГГГГ года, отслужил во благо России и Республики Тыва более <данные изъяты> лет, правом на получение единовременной выплаты на приобретение жилья, также на получение жилищного сертификата он не смог воспользоваться во время работы, так как ему уже была предоставлена служебная квартира. Кроме того, его <данные изъяты>
Просит суд, установить факт нахождения истца и членов его семьи на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ МЧС по РТ восстановить его и членов его семьи в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 полностью поддержал иск, по указанным в нем основаниям.
Истцы ФИО4 и ФИО14 просили рассмотреть дело без их участия, представив при этом соответствующие заявления.
Представитель ответчика ФИО7., не признав исковые требования, пояснила, что ответчик состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ по рапорту ФИО2 ему передано учтенное дело по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью самостоятельного отправления документов в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», что также подтверждает факт того, что истцам с ДД.ММ.ГГГГ было известно, о факте изложенном в исковом заявлении. Трехлетний срок давности по данному истек. Просит полностью отказать в удовлетворении требований истца.
Представитель третьего лица МВД по <адрес> ФИО8 в судебном заседании оставила вопрос на усмотрение суда.
Выслушав пояснения сторон, изучим материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 153 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825 пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1095 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 847) "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖКРФ).
В части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.7 указанного закона статус сотрудников определялся положениями, регламентирующими прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № на региональные органы МЧС России возложены полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (п. 12).
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются... не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом указанного выше положения.
На основании п.п.11 п.12 «Положения о территориальном органе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ», утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 12 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по РТ участвует в осуществляет постановку на учет и ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, проходящих службу в Главном управлении МЧС России и подчиненных подразделениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивает их жилыми помещениями в установленном законодательством Российской Федерации порядке; осуществляет учет, постановку на учет, принимает решение о снятии с учета, о предоставлении военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам ФПС единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения; осуществляет ведение учета военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Статьей 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации определено, что на лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
Порядком учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее- Порядок учета сотрудников ФПС), установлены правила учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее- сотрудники ФПС) и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений и по договорам социального найма, а также предоставления им указанных жилых помещений. Названным Приказом оговорено, что учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.
Согласно п.2 указанного Порядка учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа, осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Уполномоченный орган), а сотрудников ФПС, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях других федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.
В соответствии с п. 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В исковом заявлении истцы просят установить факт нахождения на очереди в качестве нуждающихся в жилой площади. В подтверждение своих доводов представили протокол, который они получили от других работников.
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ МВД Республики Тыва Управления государственной противопожарной службы комиссия постановила поставить на очередь ФИО2 <данные изъяты>
Из выписки из протокола № жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на рассмотрение комиссии вынесен вопрос о постановке на учет по получение жилой площади, ФИО2, имеет состав семьи <данные изъяты>, решением комиссии признан ФИО2 бесквартирным и поставлен на учет на получение жилой площади (улучшение жилищных условий) в очередь для получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно нотариально заверенных заявлений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 подтверждают, что были членами жилищно-бытовой комиссии МВД Республики Тыва Государственной противопожарной службы. ДД.ММ.ГГГГ работали в комиссии и подписали протокол № от ДД.ММ.ГГГГ По результатам работы комиссии, в соответствии с п.1.5 комиссия поставила ФИО2 – <данные изъяты>, в очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12 показал, что являлся членом жилищно-бытовой комиссии Управления государственной противопожарной службы МВД по <адрес>. При этом он присутствовал на заседании комиссии в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем, ему известно, что истец был поставлен на учет. Свидетельские показания подтвердил нотариально заверенным заявлением.
Свидетель ФИО11 показала, что представленный протокол Управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ ей был заверен с подлинника и передан ФИО13 в ДД.ММ.ГГГГ году. Подписи в протоколах принадлежат ей, но разницу в содержании протоколов не смогла пояснить. Свидетельские показания подтвердил нотариально заверенным заявлением.
Свидетель ФИО13 показал, что протокол № от ДД.ММ.ГГГГ он получил у ФИО11 в уже заверенной копии. При этом, факт наличия оригинала документа ему не известен.
Не согласившись с доводами истца, ответчик представил суду следующие письменные доказательства.
В соответствии со списком сотрудников МВД РТ и его подразделений нуждающихся в улучшении жилищных условий (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец не входит в их число.
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес> предоставленной начальнику ГУ «1 ОФПС по <адрес>» в списке МВД Республики Тыва и его подразделений нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числятся сотрудники УГПС в количестве 14 человек, истец среди данных лиц не числится.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ на имя истца ГУ «1 ОФПС по <адрес>» просит истца предоставить секретарю жилищной комиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие его право на получение жилья или улучшение жилищных условий. Также разъяснена возможность исключения из списка очередников на получение жилья.
Согласно акту о передаче учтенного дела от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» передало учетное дело по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО2 на 37 листах, ФИО2 претензий ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» не имеет.
Как следует информации предоставленной Тылом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» ФИО2 в имеющихся списках сотрудников <данные изъяты> нуждающихся в улучшении жилищных условий в Жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> в период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время не значится.
С учетом того, что списки очередников в МВД РТ не сохранились, представленные суду справки, об отсутствии в очереди истца, суд не принимает как безусловное доказательство отсутствия истцов в очереди на получения жилья.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении службы в ГПС МЧС Республики Тыва <данные изъяты> ФИО2 выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет календарно <данные изъяты>
Согласно рапорту ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ просит включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем данной категории граждан, установленных федеральным законодательством», относится в категории военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы по достижению предельного возраста в ДД.ММ.ГГГГ г. состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время его семья жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.
Согласно п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанным решением установлено, что ФИО2 состоял в трудовых отношениях с «1 отряд ФПС по РТ», на основании договора найма служебного жилого помещения ГУ «1 ОФПС по РТ» передало ФИО2 и членам его семьи, служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания в связи с прохождением службы, ФИО2 уволен с ДД.ММ.ГГГГ с выслугой лет по состоянию на <данные изъяты>, что, при наличии выслуги более <данные изъяты> лет, дает ему право претендовать на безвозмездное закрепление жилых помещений, и ФИО2 вместе с членами его семьи на праве собственности жилых помещений не имеют, в приватизации жилищного фонда в <адрес> не участвовали, в очереди на получение жилого помещения не состоят, и не подлежат выселению из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Истец ФИО2 показал, что был поставлен в очередь на получение жилья одним решением с истцом, то есть в ДД.ММ.ГГГГ году.
Допрошенные на судебном заседании показания свидетелей, подтвержденные нотариально заверенным заявлением, суд принимает. Суд не находит оснований ставить под сомнение в показаниях допрошенных свидетелей, в частности показание ФИО11, которая занимала должность.
В судебном заседании истец пояснил, что уведомлялся о необходимости представления недостающих документов, при этом документы им не были представлены в установленный срок, в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ года учетное дело им было получено. Впоследствии, он самостоятельно подал его в ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России».
Представитель ответчика пояснила, что в связи с расформированием ФКУ «Управление госэксепртизы и жилищного обеспечения МЧС России» актом от ДД.ММ.ГГГГ учетные дела сотрудников, имевшиеся на указанном учреждении, переданы в ГУ МЧС России по <адрес>, при этом в реестре учетных дел отсутствует учетное дело истца.
Таким образом, изучив представленные письменные доказательства, заслушав свидетелей, суд установил, что истец и члены его семьи на основании протокольного решения жилищной комиссии ГУ «1 ОФПС» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включены в очередь для получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании договора найма служебного жилого помещения ГУ «1 ОФПС по РТ» передало истцу и членам его семьи служебную квартиру.
Представителем ответчика в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, указывая на то, что сотрудниками ответчика при выдаче учётного дела даны соответствующие разъяснения, при этом истец претензий не имел.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу положений ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Вместе с тем, что фактически истцом ставится вопрос о восстановлении его права на обеспечение жилым помещением, на который распространяется общий срок исковой давности. Однако, учитывая тот факт, что первоначально истец подал исковое заявление в ДД.ММ.ГГГГ году, с этого периода отстаивает свое право, суд, считает, что истцом не пропущен срок исковой давности.
Подлинность протокола № от ДД.ММ.ГГГГ МВД Республики Тыва Управления государственной противопожарной службы и его содержание подтверждены должностными лицами того периода, которые были опрошены в качестве свидетелей и самим истцом, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 в был признан нуждающимся в жилом помещении, проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на должностях, содержащемся за счет средств федерального бюджета, уволен со службы <данные изъяты>, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, в связи с чем, что истец имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем данной категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", и как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата по месту службы.
Таким образом, судом установлено, что истец и члены его семьи, решением комиссии включены в очередь для получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Главному Управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по <адрес> о восстановлении на учете в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Установить факт нахождения ФИО2, ФИО3, ФИО4 на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Главное Управление Министерства по чрезвычайным ситуациям по <адрес> восстановить ФИО2, ФИО3, ФИО4 в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2016 года.
Судья Л.К. Шулуу