Решение по делу № 2-881/2016 от 17.08.2016

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гусевой А.С., при секретаре ФИО2, с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3, истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Окуловского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в Окуловский районный суд <адрес> в интересах ФИО1 с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований прокурор <адрес> указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, какого-либо жилья на праве собственности или ином праве не имеет. ФИО1 включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, несмотря на достижение ею возраста 18 лет и окончание образовательного учреждения, жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Поскольку ФИО1 является социально не защищенной и юридически не грамотной, она не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд или оплатить услуги представителя, в связи с чем в защиту ее прав и законных интересов вправе выступить прокурор.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3, истец ФИО1 доводы искового заявления поддержали по мотивам и основаниям, изложенным в последнем.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Окуловского муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Окуловского муниципального района.

Представитель администрации Окуловского муниципального района в письменном отзыве подтвердил, что ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ее право должно быть реализовано путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на что требуется определенное время, в связи с чем заявленный прокурором <адрес> срок полагал разумным для исполнения судебного постановления.

Выслушав заместителя прокурора <адрес> ФИО3, истца ФИО1, изучив материалы гражданского дела, суд находит представленные доказательства достаточными и требования прокурора <адрес>, обратившегося в суд в интересах ФИО1, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении перечисленными лицами возраста 18 лет (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным выше лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» право на однократное обеспечение по месту жительства на территории <адрес> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном <адрес>, имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

3) лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до ДД.ММ.ГГГГ включительно и своевременно не получившие жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 11 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей»).

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку одинокая мать последней ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО1 на основании решения Окуловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником пригодных для проживания жилых помещений.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Наличие у ФИО1 права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда и необходимость выполнения государственных обязательств по предоставлению ей такого жилого помещения никем из лиц, участвующих в гражданском деле, не оспаривалось.

В соответствии со ст. 12 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», список лиц, указанных в ч. 1 ст. 11 данного областного закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется <адрес> или уполномоченным им органом исполнительной власти <адрес> на основании информации органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа), представляемой в <адрес> или в уполномоченный им орган исполнительной власти области в порядке, установленном <адрес>. Список формируется <адрес> или уполномоченным им органом исполнительной власти области исходя из даты подачи заявления о включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с учетом наступления основания получения ими жилого помещения. Если даты подачи указанных заявлений совпадают, то список формируется по старшинству, исходя из даты рождения лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (часть 1). На основании данных, содержащихся в списке по состоянию на 1 августа текущего года, <адрес> или уполномоченным им органом исполнительной власти области ежегодно формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году и плановом периоде. Список на очередной финансовый год группируется по муниципальным районам (городскому округу) в зависимости от места предоставления жилого помещения. Список на очередной финансовый год утверждается <адрес> или уполномоченным им органом исполнительной власти области до принятия областного закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении (часть 2).

B силу Положения об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании данных, содержащихся в списке, департамент образования области ежегодно до 1 августа текущего года формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в очередном финансовом году и плановом периоде (далее - список на очередной финансовый год) (п. 5.1). Департамент образования области не позднее 15 августа представляет в департамент финансов <адрес> информацию о количестве детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, включенных в список на очередной финансовый год, для определения объема средств, необходимого для обеспечения их жилыми помещениями (п. 5.3). Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется путем строительства, в том числе путем участия в долевом строительстве, и (или) приобретения жилых помещений на территории <адрес> за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий, поступающих на эти цели из федерального бюджета. Строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот организуют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области в соответствии с действующим законодательством. Благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и федерального бюджета, оформляются в муниципальную собственность.

Строительство жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот по заключенным в 2013 году государственным контрактам осуществляет департамент строительства и дорожного хозяйства <адрес>. В течение одного месяца после регистрации права государственной собственности области на построенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот они передаются в муниципальную собственность городского округа, муниципальных районов области в порядке, установленном действующим законодательством.

Финансирование строительства (приобретения) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Жилые помещения должны отвечать требованиям статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), а также иным требованиям, предусмотренным ст. 15 ЖК РФ (п. 5.5).

Жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот включаются органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в специализированный жилищный фонд в соответствии со ст. 92 ЖК РФ и в порядке, предусмотренном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (п. 5.7). Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, включенным в утвержденный приказом департамента образования области список на очередной финансовый год (п. 5.8). Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1.1 Положения, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 28 квадратных метров (п. 5.9). Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается органами местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в форме соответствующего муниципального правового акта. О принятом решении о предоставлении жилого помещения органы местного самоуправления городского округа, муниципальных районов области в течение 3 рабочих дней со дня его принятия уведомляют лиц, указанных в пункте 1.1 Положения, которым предоставляется жилое помещение (п. 5.10). Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, включенным в список на очередной финансовый год, сроком на 5 лет не позднее 15 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении жилого помещения (п. 5.11).

Несмотря на достижение к настоящему времени возраста 18 лет и окончание образовательного учреждения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 не обеспечена, что, несомненно, является нарушением ее прав и законных интересов.

Обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы представления жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, лежит на администрации Окуловского муниципального района, поскольку построенные либо приобретенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот подлежат оформлению в муниципальную собственность, после чего именно по решению администрации Окуловского муниципального района должны были включаться в специализированный жилищный фонд, и только администрация Окуловского муниципального района вправе принимать решения о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 1, ст. 8 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отдельными государственными полномочиями по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, по предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей» благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Окуловского муниципального района подлежат удовлетворению.

Поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений определен датой достижения указанными лицами возраста 18 лет, а также приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, суд полагает, что жилые помещения указанной категории граждан должны быть предоставлены при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

    

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░                          ░.░. ░░░░░░

2-881/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Савченко П.С.
Прокурор Окуловского района в интересах Савченко П.С.
Ответчики
Администрация Окулвоского муниципального района
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
17.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2016Передача материалов судье
18.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2016Подготовка дела (собеседование)
31.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2016Судебное заседание
22.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее