дело № 33-6562/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 30 августа 2016г.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Сенякина И.И.,
при секретаре Макарейкиной А.А.
с участием прокурора Христич Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 мая 2016 года по гражданскому делу по иску ИВН к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Черныш О.С., представителя Токмакова А.А. - Поливаева В.Е., просивших апелляционную жалобу удовлетворить, ИВН, его представителя Латыпову Д.А., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ИВН обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что 02 декабря 2008 г. сотрудник ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район Токмаков А.А., превысив свои властные и служебные полномочия, с целью получения признательных показаний, нанес ему телесные повреждения, повлекшие вред здоровью средней тяжести. Помимо физических, истец претерпел и нравственные страдания, выразившиеся в страхе, производном от незаконного поведения сотрудника полиции, находившегося при исполнении служебных обязанностей.
Приговором Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года, Токмаков А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285 УК РФ, ч.2 ст. 292 УК РФ, п. п. «а,б» ч.3 ст.286 УК РФ. Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 04 февраля 2016 года приговор Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года оставлен без изменения, апелляционная жалоба Токмакова А.А. без удовлетворения. Истец полагает, что вступившим в законную силу приговором суда был установлен факт превышения сотрудником полиции своих должностных полномочий путем применения насилия в отношении ИВН, а также установлена причинная связь между действиями указанного сотрудника правоохранительных органов и перенесенными ИВН страданиями.
Просил суд взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб. в его пользу с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Токмаков А.А.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 мая 2016 года исковые требования ИВН удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ИВН *** руб. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением. В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении требований к ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации отказано.
С указанным решением не согласилось Министерство Финансов Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просило суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований ИВН к Минфину России.
Представитель ответчика МВД Российской Федерации, третье лицо Токмаков А.А., представитель УМВД по Оренбургской области, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Применительно к пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (обязательства вследствие причинения вреда) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу приговором Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года Токмаков А.А., являясь должностным лицом, сержантом милиции, выполняющим функции представителя власти, назначенный приказом начальника ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район № л.с. от 05 августа 2008 года на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ, ч.2 ст. 292 УК РФ, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в частности в совершении действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, предоставленных ему законом, сопровождавшихся насилием в отношении потерпевшего, причинивших при этом существенный вред охраняемым законом правам и интересам гражданина, то есть совершении преступления, предусмотренного п. «а,б» ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Действия Токмакова А.А. выразились в том, что он 02 декабря 2008 года, являясь сотрудником ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район, превысив свои властные и служебные полномочия, применил к истцу физическое насилие, а также нанес ему множество телесных повреждений. В результате указанных действий Токмакова А.А. истцу были причинены телесные повреждения в виде ***. Также ИВН были причинены физическая боль и моральные страдания.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя иск ИВН о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению, поскольку в результате незаконных действий сотрудника ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район, истцу причинен вред здоровью средней тяжести. При этом суд обоснованно исходил из того, что истцу, безусловно причинен моральный вред в результате незаконных действий сотрудника милиции, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд первой инстанции в полной мере учел установленные по делу фактические обстоятельства, руководствовался положениями ст. ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, учел обстоятельства получения истцом телесных повреждений, степень физических и нравственных страданий истца, связанных с характером и степенью тяжести полученных телесных повреждений, требования разумности и справедливости.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, полагая, что сумма в размере *** рублей в полном объёме компенсирует причинённый истцу моральный вред.
При этом, определяя надлежащего ответчика, с которого подлежит взысканию компенсация морального вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудника милиции при исполнении им должностных обязанностей, суд исходил из положений ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу, что он подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени которой ответчиком по делу должно выступать Министерство финансов Российской Федерации.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку при принятии решения и возложении обязанности по компенсации морального вреда на Министерство финансов Российской Федерации судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 данного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае с учетом приведенных выше норм действующего законодательства Министерство финансов Российской Федерации не несет ответственности за вред, причиненный истцу в результате незаконных действий сотрудника ОВД по МО г. Бугуруслан и Бугурусланский район, поскольку не является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Разрешая исковые требования ИВН, суд привлек к участию в деле в качестве соответчика - Министерство внутренних дел Российской Федерации, в ведении которого находятся бюджетные средства, предусмотренные на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Таким образом, изложенные в решении суда первой инстанции выводы о необходимости взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации (ненадлежащий ответчик по делу) не согласуются с нормами материального права, что является одним из оснований для отмены данного решения, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По изложенным причинам, судебная коллегия отменяет решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 13 мая 2016 года, с принятием по делу нового решения о взыскании в пользу ИВН *** руб. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением с надлежащего ответчика- Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ***) ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░