Решение по делу № 33-11557/2016 от 18.08.2016

Судья – Копылов-Прилипко Д.А.

Дело № 33 – 11557

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П., судей Швецова К.И. и Ворониной Е.С. при секретаре Семченко И.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 26 сентября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 июня 2016 года, которым постановлено:

возложить на Департамент образования администрации города Перми обязанность по предоставлению Ч., родившейся *** 2014 года, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми с 12-ти часовой услугой дошкольного образования.

Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения помощника прокурора Пермского края Кузнецовой С.Н., а также Пашаевой И.А. - законного представителя несовершеннолетней Чудиновой Л.С. относительно доводов апелляционной жалобы, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Дзержинского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетней Ч., 2014 года рождения, законным представителем которой является Пашаева И.А. (мать), обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к Департаменту образования администрации города Перми (далее – Департамент образования), сославшись на следующие обстоятельства.

Ответчик является органом, обеспечивающим в пределах его полномочий, предоставление несовершеннолетним детям общедоступного, бесплатного, в том числе дошкольного образования, на территории города Перми. Пашаевой И.А. незаконно отказано в предоставлении для её малолетней дочери Ч. места в одном из городских муниципальных дошкольных образовательных учреждений в пределах территориальной доступности. Нарушены права указанного ребёнка на получение дошкольного образования вне зависимости от действующей очерёдности принятия детей в детские сады города Перми, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Перми. Все необходимые документы собраны и представлены ответчику для устройства ребёнка в указанное учреждение.

Дзержинским районным судом г. Перми постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит в апелляционной жалобе Департамент образования администрации города Перми, приводя во внимание следующие обстоятельства. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» распределение детей в МОУ города Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закреплённой за МОУ постановлением администрации г. Перми городской территории, с учётом имеющихся у родителей прав на внеочередное и первоочередное зачисление детей в МОУ города Перми. На момент обращения Пашаевой И.А. за местом в детском саду для её ребёнка в группах соответствующей возрастной категории места отсутствовали. Перед Ч. в списке числится ещё 2237 детей равного возраста. При этом указанный ребёнок не обладает льготой для внеочередного либо первоочередного предоставления места в МДОУ. Предоставление путёвки данному ребёнку приведёт к нарушению прав других детей, а также иным нарушениям, в том числе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13». Со стороны Департамента образования администрации г. Перми предпринимаются всевозможные меры по созданию дополнительной сети дошкольных образовательных учреждений на территории города Перми. В таком случае прокурору необходимо было отказать в удовлетворении его исковых требований, предъявленных в защиту интересов несовершеннолетнего ребёнка.

В представленных прокурором письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ответчика указывается о том, что оспариваемое решение районного суда является правильным и не подлежит отмене.

Проверив в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Принимая решение о возложении на ответчика обязанности по предоставлению малолетней Ч., 2014 года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, районный суд руководствовался наличием для этого законных оснований. Соответствующие выводы судом должным образом мотивированы, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.

Право на получение бесплатного общедоступного дошкольного образования в государственных или муниципальных учреждениях гарантированно Конституцией Российской Федерации (статья 43).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06октября2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, -

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Как предусмотрено положениями пунктов 1 и 2 статьи 4, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на одном из принципов, связанных с поддержкой семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Как указано в части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования гарантируются в Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

С учётом приведённых выше норм федерального законодательства, а также при наличии необходимых условий к получению малолетней Ч. дошкольного образования (общедоступного и бесплатного) ответчик не имел правовых оснований для отказа Пашаевой И.А. в предоставлении её ребёнку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, действующем на территории города Перми.

Доводы апелляционной жалобы Департамента образования нельзя признать обоснованными, поскольку орган местного самоуправления обязан своевременно принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений, их вместимости и подготовленности для приёма детей соответствующего возраста в целях обеспечения реализации их законными представителями права на получение детьми дошкольного образования. Доказательств, подтверждающих исчерпывающее принятие таких мер, ответчик суду не представил.

Установление для родителей очерёдности в реализации указанного выше права и его зависимости от действующих требований санитарных правил и норм не предусмотрено законом, поэтому не ограничивает предоставление ребёнку места в МДОУ для прохождения необходимой учебной программы.

Таким образом, судом первой инстанции постановлено по делу законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Руководствуясь статьями 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента образования администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 июня 2016 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-11557/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Дзержинского района г. Перми
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Другие
Пашаева И.А.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Швецов Константин Иванович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.09.2016Судебное заседание
03.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее