Дело № 2 – 3410/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2016 года г.Тверь
Московский районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Коровиной Е.В.,
при секретаре Исаковой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой С.В. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на возмещение стоимости коммунальных услуг и взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Виноградова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании права на возмещение стоимости коммунальных услуг и взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес> работает в качестве медицинского работника в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Жарковская центральная районная больница». Ранее (до 01 января 2005г.) она, как медицинский работник, проживающий и работающий в поселке городского типа Жарковский, имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в порядке ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ее прежней редакции до 01.01.2005г.), которой предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До декабря 2004 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ и внесением изменения в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, льготы медицинским и фармацевтическим работниками по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Тверской области от 22 февраля 2005г. № 12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» определены категории граждан, пользующиеся правом на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг, в частности, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения; установлен размер компенсации 150 рублей на одного человека, впоследствии увеличен до 300 рублей. Указанная ежемесячная денежная компенсация подлежит индексации в соответствии с Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год. Однако даже с учетом индексации выплачиваемая сумма указанной компенсации не покрывает фактически понесенные истцом расходы, связанные с оплатой стоимости освещения и отопления. Так, за 2013 год истцом было оплачено за отопление жилого помещения – 7180,62 рублей, за потребленную электроэнергию – 2622,77 рублей, а всего 9803,39 рублей. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа), прав и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан. В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности (поселках городского типа) в государственных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы государственной власти субъектов российской Федерации. В связи с чем, истец просит суд признать за ней право на возмещение стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за 2013 год; взыскать с Министерства социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в ее пользу денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за 2013 год в размере 9803,39 рублей; понесенные судебные расходы в части оплаты услуг представителя в сумме 6000,00 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Тверской области, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц Правительство Тверской области, администрация Жарковского района Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, территориальный отдел социальной защиты населения Жарковского района Тверской области.
Истец Виноградова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области Ковалев А.А. в судебном заседании не признал исковые требования. Пояснил, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответствующего бюджета. Установление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данное право реализовано Тверской областью в Законе Тверской области от 22 февраля 2005г. №12-30 «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)». Положения Закона не нарушают прав заявителей, установленная ежемесячная денежная компенсация оплаты жилья и коммунальных услуг применительно к медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных образований, работающим и проживающим в сельской местности, представляет собой дополнительную меру социальной поддержки со стороны субъекта Российской Федерации. Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратило силу. Какой-либо иной нормативный правовой акт, который устанавливал бы право медицинских и фармацевтических работников на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением на федеральном уровне не принят, иные нормативные акты Российской Федерации об установлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг или передаче государственных полномочий по предоставлению льгот по оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг за отопление и освещение указанной категории граждан субъектам Российской Федерации не приняты. Передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности, за рассматриваемый период в Тверскую область не поступали.
Представитель ответчика Министерства финансов Тверской области Арсеньева М.А. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила, что право на возмещение стоимости коммунальных услуг, существовавшее у истцов до 01 января 2005г., было установлено федеральным законодательством и являлось расходным обязательством Российской Федерации. 22 августа 2004г. был принят Федеральный закон № 122-ФЗ, которым были внесены изменения в законодательство, в том числе признана утратившей силу часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающая оспариваемую истцом льготу. Одновременно введены положения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников установлены в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения. С 01 января 2012 года Жарковская ЦРБ в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перешла в областное подчинение. С указанной даты предоставление социальных гарантий медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Тверской области. Меры социальной поддержки к лицам, к числу которых относится истец, установлены Законом Тверской области № 12-ЗО. В 2013 году предусмотренные указанным законом выплаты получены истцом в полном объеме. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленного иска.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области Ковалева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично правовых обязательств, отменять или приостанавливать предоставление выплат, льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. Федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать субъектам Российской Федерации полномочия по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан. С 1 января 2012 г. в отношении иных дополнительных мер социальной поддержки предусмотрено право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление дополнительных гарантий, мер социальной поддержки медицинским работникам за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации. Истцу выплачены денежные средства компенсационного характера в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, представители третьих лиц администрации Жарковского района Тверской области, Министерства здравоохранения Тверской области, территориального отдела социальной защиты населения Жарковского района Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Глава администрации Жарковского района Тверской области обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. Территориальный отдел социальной защиты администрации Жарковского района Тверской области также ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя и предоставил возражения, согласно которым полагал об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителей Министерства социальной защиты населения Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Правительства Тверской области, исследовав материалы дела, суд полагает, что предъявленные требования удовлетворению не подлежат. При этом исходит из следующего.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
До 1 января 2005г. порядок предоставления медицинским работникам социальных гарантий в виде льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определялся Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. №5487-1, вступившими в силу 19 августа 1993г.
Частью 2 пункта 63 данных Основ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
22 августа 2004г. был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), пунктом 50 статьи 35 которого в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений.
Так, часть 2 статьи 63, устанавливавшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу.
Одновременно статья 63 дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочиями по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления с 1 января 2005 г. мер социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципалитета либо субъектов Российской Федерации, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, наделялись либо органы местного самоуправления, либо органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в зависимости от ведомственной подчинённости организации здравоохранения. При этом предоставление социальных гарантий в «натуральном виде», как обеспечение бесплатной жилой площадью, заменено на предоставление соответствующих компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
До 01.01.2012 года Жарковская ЦРБ находилась в подчинении муниципального образования - «Жарковский район Тверской области». С 01.01.2012 года Жарковская ЦРБ в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» перешла в областное подчинение.
Таким образом, поскольку с 01.01.2012г. Жарковская ЦРБ была передана в собственность субъекта Российской Федерации - Тверской области, предоставление социальных гарантий медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, с указанной даты осуществляется в порядке, установленном законодательством Тверской области.
Статьями 2 и 3 Закона Тверской области от 22 февраля 2005г. №12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих посёлках)» предусмотрено, что право на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг имеют врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Указанным законом установлен порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации названным работникам стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг.
В силу статьи 4 названного Закона Тверской области финансовое обеспечение расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящим Законом, является расходным обязательством Тверской области.
В силу пункта 1 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закреплённые в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил, что форма и размер предоставляемых ранее и отмененных льгот и гарантий устанавливается указанным федеральным законом № 122-ФЗ. В соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.
Истец является медицинским работником, проживает в сельской местности и работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области «Жарковская центральная районная больница».
Закон Тверской области № 12-ЗО в редакции, действовавшей в 2012-2013 годах, предусматривал, что компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам предоставляется в размере 300 рублей в месяц на одного человека и подлежит индексации в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год.
Таким образом, названный Закон, устанавливающий меры социальной поддержки лицам, к числу которых относится истец, и в ныне действующей редакции, и в редакции, действующей в 2012-2013 годах, предусматривает, что компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется данной категории лиц не в полном объёме, а ограничена размером установленных в законе денежных средств.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований о признании за Виноградовой С.В. права на меры социальной поддержки в виде компенсации всех фактически понесённых расходов по оплате коммунальных услуг, не имеется, поскольку это не предусмотрено нормативными положениями Закона № 12-ЗО.
Как следует из материалов дела, в 2013 году предусмотренные Законом № 12-ЗО выплаты получены истцом в полном объёме.
Поскольку, как это установлено судом, права Виноградовой С.В. на получение установленных законодательством льгот не нарушены, за истцом не может быть признано право на компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за 2013 год, отсутствуют основания для взыскания с Министерства социальной защиты населения Тверской области за счёт казны Тверской области в пользу истца компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за 2013 год в сумме 9803,39 рублей. В связи с чем, в удовлетворении заявленного иска должно быть отказано.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению лишь стороне, в пользу которой состоялось решение суда, в данном случае в удовлетворении иска истцу отказано, основания для возмещения понесенных расходов на оплату услуг представителя в сумме 6000 рублей отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Виноградовой С.В. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Министерству финансов Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на возмещение стоимости коммунальных услуг и взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Коровина
<данные изъяты>