Решение по делу № 33-3881/2013 от 18.04.2013

Судья: Семёнцев С.А. гр. дело № 33-3881/2013

                           АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 25 апреля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Калинниковой О.А.,

Судей – Набок Л.А. и Акининой О.А.,

при секретаре Андриановой Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 февраля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мачкасовой Т.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента благоустройства и экологии г.о. Самара в пользу Мачкасовой Т.А. сумму причиненного ущерба в размере 101 216,05 руб., расходы на оценку причиненного ущерба в размере 4 000 руб., почтовые расходы в размере 261,05 руб., государственную пошлину в размере 3 328,96 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб.. а всего взыскать 115 806 (Сто пятнадцать тысяч восемьсот шесть) рублей 06 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Мачкасовой Т.А. отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

                                           УСТАНОВИЛА:

Мачкасова Т.А. обратилась в суд с иском к ЗАО «ПТС-Сервис» о возмещении ущерба.

В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она припарковала принадлежащий ей автомобиль <данные изъяты> возле <адрес>. Подойдя к автомобилю ДД.ММ.ГГГГ она обнаружила, что на него упал ствол дерева, в результате чего транспортному средству были причинены повреждения. Дерево росло на площадке между домами <адрес>. По данному факту она обратилась в УУП отдела полиции № УМВД России по <адрес> с заявлением о проведении проверки по факту повреждения автомобиля. Постановлением УУП ОП № УМВД России по <адрес> в возбуждении уголовного дела отказано.

ЗАО «ПТС-Сервис» не был произведен своевременный снос аварийного дерева, следовательно, произошло виновное бездействие, что и явилось следствием причинения ущерба. Согласно отчету № об определении рыночной стоимости услуг по ремонту поврежденного транспортного средства Daewoo Matiz стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 101 216,05 руб.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация г.о. Самара и Департамент благоустройства и экологии г.о. Самара (л.д.№).

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Мачкасова Т.А. просила суд взыскать солидарно с ответчиков ЗАО «ПТС-Сервис», Администрации г.о. Самара, Департамента благоустройства и экологии г.о. Самары в ее пользу стоимость восстановительного ремонта автомобиля в размере 101 216,05 руб., расходы, связанные с оценкой стоимости восстановительного ремонта в размере 4 000 руб., стоимость телеграмм в размере 1 231 руб., госпошлину в размере 3 328,96 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, считает его незаконным, постановленным при неправильном применении норм материального права. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок, на котором росло упавшее дерево не включен в реестр муниципального имущества г.о. Самара. Департамент не является собственником зеленых насаждений, произрастающих на территории г.о. Самара и бремя содержания данных насаждений, а также обязанности по спилу сухих и аварийных деревьев не несет.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара - Крехтунова Е.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель истца Мачкасовой Т.А. - Дудукалова К.А., представитель ответчика ЗАО «ПТС-Сервис» - Денисова Ю.М., представитель третьего лица ТСЖ «Содружество»- Колганова Е.В. возражали против доводов апелляционной жалобы.

Представитель Администрации г.о. Самара просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители третьих лиц МП «Спецремстройзеленхоз», ЗАО «Самарские городские электрические сети», Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов об уважительности причины неявки не представили, об отложении дела не просили.

В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что Мачкасовой Т.А. на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты> №, что подтверждается паспортом транспортного средства <адрес> (л.д.№).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 18.00 часов истец на принадлежащем ей автомобиле, припаркованном ею у <адрес>, обнаружила ствол упавшего дерева, в результате чего ее автомобиль получил механические повреждения.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела УУП ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

Согласно отчету об определении рыночной стоимости услуг по ремонту поврежденного транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ЗАО «<данные изъяты>», стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца с учетом износа составила 101 216,05 руб. (л.д.№).

Обстоятельства причинения истцу ущерба в результате падения на автомобиль засохшего дерева и размер причиненного ущерба ответчиками не оспаривались.

В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Постановлением Главы г.о. Самара от 10 июня 2008 г. N 404 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, в соответствии с п. 2 которых координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляет Администрация городского округа Самара, территориальные органы Администрации городского округа Самара, уполномоченный отраслевой (функциональный) орган Администрации городского округа Самара.

Согласно п. 3 раздела 3 Правил, границы содержания и уборки территорий, на которых расположены здания, строения, сооружения, определяются границами земельных участков, определенных данными государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а при отсутствии указанных данных - на основании соглашения между соответствующим хозяйствующим субъектом и территориальным органом Администрации городского округа Самара о надлежащем содержании территории. При заключении соглашения размер территории, подлежащей уборке, определяется исходя из следующего: для многоквартирных жилых домов - содержанию и уборке подлежит участок, предназначенный для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории, как правило, не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, - до проезжей части дороги.

Настоящие Правила распространяются на зеленые насаждения на территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения (далее по тексту - зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа) (п.1 гл. 24 Правил).

Пунктом 2 гл. 24 Правил определено, что положения настоящего раздела регулируют отношения, возникающие в сфере создания, содержания, охраны, учета и сноса зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа.

В силу п. 4 Правил выполнение функций по охране и содержанию зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, осуществляется Администрацией городского округа Самара.

Вместе с тем, решением Думы г.о. Самара от 10.03.2011г. № 69 утверждено Положение «О Департаменте благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара», согласно которого Департамент благоустройства и экологии является функциональным органом Администрации г.о. Самара, и в соответствии с п. 3.12 осуществляет функцию заказчика по проектированию, реконструкции, ремонту и содержанию объектов благоустройства, включая зеленые насаждения, природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности и др.

Департамент является самостоятельным юридическим лицом.

На основании п. 2.7 названного Положения, в функции Департамента входит обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара.

Пунктом 3.17 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет подготовку проектов постановлений Администрации городского округа Самара на снос зеленых насаждений.

Установлено, что упавшее на автомобиль истца аварийное дерево произрастало на земельном участке, расположенном на территории между жилыми домами <адрес>.

Как видно из материалов дела, земельный участок, площадью 2398 кв.м., занимаемый многоквартирным домом № по <адрес> поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, управлением общим имуществом данного многоквартирного дома занимается ТСЖ «Содружество».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ТСЖ «Содружество» заключено соглашение № о санитарном содержании и благоустройстве прилегающей территории по адресу: <адрес>, площадью 8600 кв.м. в границах, определенных актом разграничения ответственности на текущее содержание территории (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ЗАО «ПТС -Сервис» заключено аналогичное соглашение №, предметом которого является санитарное содержание прилегающей территории, площадью 895 117,5 кв.м. по многоквартирным домам согласно реестра, где также указан <адрес>. Данный земельный участок площадью 2173 кв.м поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый № (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и МОУ школа № «Гармония» г.о. Самара заключено соглашение № по санитарному содержанию прилегающей к <адрес> территории, площадью 13441,50 кв.м. (л.д.№).

Согласно ответу на судебный запрос, соглашения о санитарном содержании территории, прилегающей к жилым домам <адрес> не заключались.

По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, земельный участок, занимаемый многоквартирным домом <адрес>, площадью 2480 кв.м. поставлен на кадастровый учете и имеет кадастровый номер № (л.д.№).

В материалы дела также представлены планы, являющиеся приложениями к соглашениям, определяющие зоны, закрепленные для санитарного обслуживания за ТСЖ "Содружество" дом №(л.д. №), за МОУ школа № "<данные изъяты>" (л.д. №).

Вместе с тем, сторонами и иными участвующими в деле лицами не оспаривалось, что место расположения упавшего дерева, не относится к территориям, определенным вышеуказанными соглашениями. Доказательств обратного суду не представлено.

Не представлено суду и доказательств того, что местоположение дерева относится к придомовой территории, обслуживаемой собственниками помещений домов <адрес>.

Местоположение данного дерева также не относится к земельным участкам, поставленным на кадастровый учет - №.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самары является самостоятельным юридическим лицом и функциональным органом администрации г.о. Самара, на который в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара и Положением «О Департаменте благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара», возложены функции по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, включая озеленение; функции заказчика по содержанию объектов благоустройства, включая зеленые насаждения, а также обеспечение организации мероприятий, способствующих реализации положений Правил благоустройства, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара.

Доводы представителя указанного Департамента о том, что надлежащим ответчиком является Министерство имущественных отношений <адрес>, поскольку рассматриваемый земельный участок, на котором росло упавшее на автомобиль истца дерево, не находится в реестре муниципальной собственности, соответственно, права на него не разграничены, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области" на данное Министерство полномочия и функции по охране и содержанию зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа Самара, не возложены.

Постановлением Главы г.о.Самара от 10 июня 2008 г. N 404 данные функции возложены на администрацию г.о.Самара, ее функциональные органы, каковым и является Департамент благоустройства и экологии г.о.Самары.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Суд полагает, что Департамент благоустройства и экологии г.о. Самара является виновным в причинении вреда имуществу истца, поскольку не выполнило свои обязанности должным образом по содержанию зеленых насаждений (дерева), произраставшего между домами <адрес> в соответствии с требованиями Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, что привело к падению дерева и наступлению последствий в виде произошедшего повреждения автомобиля истца.

Давая оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд пришел к правильному выводу о том, что причинение вреда имуществу истца имело место вследствие виновного бездействия Департамента благоустройства и экологии г.о. Самара, не исполнившего надлежащим образом свои обязанности по содержанию зеленых насаждений, что привело к падению дерева на автомобиль истца и причинение ему повреждений, в связи с чем обоснованно возложил на Департамент обязанность по возмещению истцу ущерба в размере 101216, 05 руб.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом разрешен в соответствии с требованиями ст.ст. 98, 100 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком по делу по вышеуказанным основаниям несостоятельны.

Ссылки в жалобе на то, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, а Департамент таковым не является, не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку данное правило действует, если иное не установлено законом или договором.

В данном случае, функции по содержанию зеленых насаждений на территории городского округа Самара, и подготовке проектов постановлений Администрации городского округа Самара на снос зеленых насаждений, что невозможно без своевременного осмотра территории и выявления аварийных и сухих деревьев, действующими нормативно-правовыми актами возложены на Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара.

Отсутствие вины в причинение вреда имуществу истца Департаментом не доказано.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-3881/2013

Категория:
Гражданские
Истцы
Мачкасова Т.А.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
ЗАО ПТС-Сервис
Другие
ТСЖ Содружество
Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
25.04.2013Судебное заседание
17.05.2013Дело сдано в канцелярию
17.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее