Судья Рубан О.Н.
Дело№ 33-3967/2013
13.05.2013 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н.,Кириенко Е.В. при секретаре Бородкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Щелкуновой И.М. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 05.02.2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Щелкуновой И.М. отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения Щелкуновой И.М., её представителя адвоката Щедриной К.В., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щелкунова И.М. обратилась в суд с иском к Правительству Пермского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить её в списки на его получение. Основывая свои требования на положениях Постановления Правительства РФ от 07.06.1995г. № 561, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», истец указала, что 12.01.2006 г. за ней зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ****. Дом был уничтожен в результате пожара 07.06.2006 г., непригоден для проживания. Истец вынуждена была временно проживать в социальной гостинице в г. Перми, а впоследствии в жилом помещении маневренного фонда, предоставленном ей по договору социального найма администрацией г. Перми. Решением суда от 24.09.2009 г. установлен факт постоянного проживания Щелкуновой И.М. на территории г. Перми. Решением Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми от 30.03.2010 г. она признана малоимущей. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 21.03.2011 г. истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Другого жилого помещения для проживания и денежных средств для приобретения иного жилья она не имеет. Истец обращалась в Правительство Пермского края с заявлением о включении её в списки пострадавших граждан, нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении государственного жилищного сертификата не решен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового решения об удовлетворении её требований просит в апелляционной жалобе Щелкунова И.М., указывая, что считает решение суда не основанным на законе. Заявитель полагает, то при разрешении спора суд не дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам. Суд, по мнению заявителя, необоснованно посчитал, что её ситуация не является чрезвычайной. В результате пожара у неё полностью нарушены условия жизнедеятельности, она признана малоимущей, не имеет постоянного места жительства, что продолжается уже 6 лет. Ссылаясь на положения ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Администрации города Перми № 548 от 19.08.2009 г. «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения города Перми», заявитель полагает, что произошедший пожар может быть отнесен к чрезвычайной ситуации. В связи с чем, она имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом обоснованно и правильно применены положения Федерального закона № 68-ФЗ«0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации № 561 от 07.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», Постановления Правительства РФ от 09.10.1995г. № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Приказов МЧС России №329 от 08.07.2004 г. «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях» и от 24.02.2009г. № 392 «О внесении изменений в приказ МЧС РФ от 08.07.2004г. № 329».
Как установлено судом первой инстанции, согласно вступивших в законную силу решений Ленинского районного суда г. Перми от 17.09.2010 г. и от 13.01.2013г., за Щелкуновой И.М. 12.01.2006 г. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ****. Жилой дом по указанному адресу сгорел 07.06.2006 года, непригоден для проживания. Щелкуновой И.М. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: ****. Иных объектов недвижимого имущества на праве собственности за Щелкуновой И.М. не зарегистрировано. С 07.10.2008 г. Щелкунова И.М. временно проживала по адресу: ****. Решением Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми от 30.03.2010 г. истец признана малоимущей. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 21.03.2011 г. она в общем порядке поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 23.06.2011 г. Щелкуновой И.М. из маневренного фонда предоставлена комната, жилой площадью 9,5 кв.м., по адресу: ****.Между Щелкуновой И.М. (наниматель) и МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», действующим от имени муниципального образования город Пермь (наймодатель) 02.09.2011 г. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: ****. Постоянного права пользования указанным жилым помещением истец не приобрела. Судом дана оценка имевшимся на момент рассмотрения дел обстоятельствам: непригодности для проживания дома в городе Верещагино, отсутствию у истца иного жилого помещения, наличию статуса малоимущей, установлению факта постоянного проживания на территории города Перми. В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, суд нашел указанные обстоятельства обязательными для суда, не подлежащими доказыванию вновь- и оспариванию при рассмотрении настоящего дела. Истец обратилась в Правительство Пермского края с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата. Указанное заявление было направлено для рассмотрения в администрацию г. Перми. Управление жилищных отношений Администрации г. Перми ответило истцу, что оснований и возможности предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из системного толкования норм действующего законодательства Российской Федерации (положений Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 « Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Приказа МЧС России №329 от 08.07.2004 г. «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», приказа МЧС России от 24.02.2009г. № 392 «О внесении изменений в приказ МЧС РФ от 08.07.2004г. № 329» ),произошедший пожар не может быть отнесен к чрезвычайной ситуации. Кроме того, указанный пожар по его последствиям не относится ни к одному из уровней реагирования, установленных п. 3 ст.4.1 Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании указанных заявителем норм закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 561 от 07.06.1995 г. «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в п. 1 установлено: признать необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Установить, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995г. № 982 « Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
В силу п. 6 указанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в п.1 произведена классификация чрезвычайных ситуаций. В п.п.а п.1 Постановления названа чрезвычайная ситуация локального характера- в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее -размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей. Постановлением Администрации г. Перми от 19.08.2009 N 548 утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка населения города Перми». Согласно Паспорта программы, она направлена на удовлетворение социально значимых и жизненно важных потребностей жителей города Перми по адресному принципу в связи с необходимостью предусмотреть виды дополнительных мер социальной поддержки которые дадут возможность мобильно реагировать на смягчение последствий чрезвычайных и трудных жизненных ситуаций.
Из буквального толкования перечисленных правовых актов следует, то пожар, в результате которого причинен ущерб имуществу истца, не относится к чрезвычайной ситуации в предусмотренных указанными правовыми актами рамках, поскольку не подпадает под определения ст.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 1 Постановления Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ».В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Доводы жалобы о том, что произошедший пожар может быть отнесен к чрезвычайной ситуации, отмену решения не влекут. Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают и на законность решения не влияют.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 05.02.2013 поставить без изменения, апелляционную жалобу Щелкуновой И.М. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: