Дело № 4 -654/2016 г. город Архангельск 20 октября 2016 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района г.Архангельска Свепарская Т.Ю., расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д.29, к.404, рассмотрев материал об административном правонарушении, поступивший из Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 45, а/я 280) в отношении должностного лица - главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС>, проживающего по адресу: город <АДРЕС>, пр. <АДРЕС>, тел. <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
В рамках текущего мониторинга средств массовой информации Управлением Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) установлено наличие в выпуске информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» (РУСНОРД) (<НОМЕР> ФС 77 -27670 от <ДАТА3>) от <ДАТА4> материалов, нарушающих порядок участия СМИ в информационном обеспечении выборов, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ. Главным редактором информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» является <ФИО2>.
В судебное заседание <ФИО2> не явился, о времени и месту судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд полагает, возможным дело рассмотреть без участия <ФИО2>
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образуют: нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено материалами дела, Управлением Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу в рамках текущего мониторинга средств массовой информации рассмотрен выпуск информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» (РУСНОРД) (<НОМЕР> ФС 77 -27670 от <ДАТА3>) от <ДАТА4> на предмет содержания в нем материалов, нарушающих порядок участия СМИ в информационном обеспечении выборов.
В выпуске информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» от <ДАТА4> опубликован материал «Золотая Ира»: «Справедливая Россия" может пройти в Госдуму за счет коммерческих кандидатов», в котором публикуются результаты опроса общественного мнения, связанного с выборами: «Седьмой созыв Госдумы все-таки будет четырехпартийным. К такому выводу приходит издание РБК, проанализировав опросы экспертов. Ранее гарантированное прохождение в Думу эксперты ожидали только для трех партий. Политтехнологи были менее уверены в перспективах справедливороссов - 45% опрошенных усомнились, что эсэры преодолеют пятипроцентный барьер. Сейчас 70 % экспертов верят в успех СР. В прохождении «Единой России», ЛДПР И КПРФ уверены 100% опрошенных».
В соответствии с ч. 2 ст. 60 Федерального закона от <ДАТА5> N 20=ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы, редакции СМИ, граждане и организации, публикующие (обнародующие) такие результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 46 Федерального закона от <ДАТА6> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон): при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
В материале "Золотая Ира". "Справедливая Россия" может пройти в Госдуму за счет коммерческих кандидатов» отсутствуют следующие сведения, предусмотренные законодательством: организация, проводившая опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности, лицо (лица), заказавшее (заказавшие) проведение опроса и оплатившее (оплатившие) указанную публикацию (указанное обнародование).
Довод <ФИО2> о том, что в указанной статье есть гиперссылка на издание, проводившее опрос экспертов считаю несостоятельным в силу следующего. Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии России от <ДАТА7> N 77/618-5 "О Разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами", требования п. 2 ст. 46 Федерального закона должны соблюдаться редакциями СМИ, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других СМИ и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона РФ "О средствах массовой информации" от <ДАТА8> <НОМЕР> (далее - Закон РФ о СМИ). В случае цитирования в СМИ результатов опросов, размещенных в других СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно п. 2 ст. 46 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона РФ о СМИ, запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.
Согласно ст. 23 Закона РФ о СМИ на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Нарушение главным редактором, редакцией СМИ порядка опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, посредством выпусков информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» является нарушением порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. ст. 2, 19 Закона РФ о СМИ представителем организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, является главный редактор средства массовой информации. Главный редактор руководит редакцией и несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом РФ о СМИ, а также другими законодательными актами.
Установлено, что главным редактором информационного агентства «Информационное агентство «RUSNORD» является <ФИО2>, что подтверждается приказом генерального директора ООО "Руснорд" <НОМЕР> 6 от <ДАТА9>
На основании п.п. 6, 7.1.1 Положения об Управлении Роскомнадзора по <АДРЕС> области и Ненецкому автономному (утв. Приказом Роскомнадзора <НОМЕР> 44 от <ДАТА10>) Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций на территории <АДРЕС> области и Ненецкому автономному округу.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> АП-29/2/777 от <ДАТА11> и другими материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, суд находит вину главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока <ФИО1> в совершении административного правонарушения доказанной, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, <ФИО2> к административной ответственности ранее не привлекался, совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю необходимым заменить <ФИО2> наказание в виде штрафа на административное наказание в виде предупреждения.
На основании ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
главного редактора информационного агентства «Информационное агентство «РУСНОРД» Чертока <ФИО1> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
На основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административный штраф на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> с момента получения либо вручения копии постановления.
Мировой судья Т.Ю. Свепарская